Вентилятор радиатора ваз 2109: Вентилятор ваз 2109 в Москве

Содержание

Вентилятор радиатора ВАЗ 2109: как сделать две скорости?

4 / 5 ( 39 голосов )

Внешний вид вентилятора радиатора ВАЗ 2109:

Вентилятор радиатора ваз 2109

Пробка, жара, вентилятор радиатора ВАЗ 2109 не работает и тосол начинает кипеть. Картина не из приятных, но такую ситуацию вполне можно избежать и предотвратить. Вот только как сделать идеальное включение электрического обдува? Может, это покажется старомодным, но есть несколько вариантов, которые помогут улучшить систему охлаждения и добиться правильной регулировки температуры.

Для начала обратите внимание на конструкцию системы управления электровентилятором – он включается по сигналу термодатчика, который установлен в нижней части радиатора, там, где проходит уже охлажденная жидкость. А что, если немного модернизировать всю эту систему?

Как усовершенствовать вентилятор радиатора ВАЗ 2109?

Для модернизации вам потребуется еще один датчик, который вы установите в другом месте. Итак, всю схему нужно почти полностью переделать, взяв за алгоритм следующие параметры:

  1. Включение вентилятора на максимальной скорости осуществляется штатным датчиком.
  2. Вторая (пониженная) скорость включается датчиком, установленным в верхней части системы охлаждения.

Но как организовать ввод второй скорости, да еще и пониженной? На помощь придет термодатчик, рассчитанный на температуру срабатывания, как и у первого, только ставить его нужно в верхний патрубок, который подходит к радиатору. Для монтажа необходимо найти гайку на этот датчик и две шайбы. Чтобы обезопаситься от утечек, шайбы перед установкой смажьте герметиком.

Приобретите в магазине резистор, который устанавливается на вентиляторе печки. У него несколько выводов и с его помощью можно организовать даже три скорости вращения вентилятора радиатора ВАЗ 2109. Значит, остается только сделать еще одну цепь управления, которая будет подавать меньшее напряжение на обмотку двигателя.

А включать ее будет термодатчик, установленный в верхней части системы охлаждения. Старайтесь делать управление по массе, а не по плюсу. Вот, пожалуй, вся хитрость, которую можно применить. Теперь только нужно сделать «аварийное» включение при помощи кнопки в салоне.

Слева на торпеде имеется решетка, в ней две заглушки. Одну нужно вырезать, чтобы в отверстие установить выключатель на два положения (на автомобилях ВАЗ 2107, например, такие используются для включения печки). Первое положение – это низкая частота вращения, а второе – полные обороты. Один общий провод подключается к минусу.

Вот и все, теперь сложность с тем, что не работает вентилятор ВАЗ 2109 отпадает, он будет осуществлять обдув на двух скоростях, а в случае выхода из строя одного или обоих датчиков, вы можете из салона принудительно запустить электродвигатель.

Конечно же, ручное управление не столь удобно – нужно следить за температурой и своевременно щелкать переключатель. Но это является выходом из сложных ситуаций, когда мотор на грани и тосол попросту выкипает, разбрызгивается из бачка.

Видео о двухскоростном включении вентилятора:

[youtube]https://youtu.be/EqKnZ-PXaig[/youtube]

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке/замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1.  датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основной блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу “30” генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включения электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу “30” генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилях отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, для этого используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилях с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 – реле электровентилятора;
5 – реле электробензонасоса;
6 – главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85*)(не путать с тонким, красным с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчике расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъеме вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживающих электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105°C, тогда как нормальной рабочей
температурой двигателя является 85-90°С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, включен постоянно, включение автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм иначе более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

Схема включения вентилятора радиатора | Twokarburators.ru

Схема электрической цепи включения электровентилятора радиатора системы охлаждения двигателя для ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций различны для автомобилей разных годов выпуска. До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители) в цепь вентилятора было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применялся датчик включения ТМ-108 (температура замыкания его контактов 99±3ºС, размыкания 94±3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналоги разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.

Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска

схема включения вентилятора радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в.

Схема включения вентилятора радиатора системы охлаждения на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 года выпуска

Примечания и дополнения

— В случае выхода вентилятора системы охлаждения из строя ремонту он не подлежит и заменяется новым.

Еще статьи по автомобилям ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Перегревается двигатель автомобиля, причины

— Не работает вентилятор радиатора ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Не горит ближний или дальний свет на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Не работают указатели поворота на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Не работают габаритные огни на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик вентилятора ВАЗ 2108, 2109, 21099

Датчик включения вентилятора является элементом системы охлаждения карбюраторного двигателя (2108, 21081, 21083) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций.

Назначение датчика включения вентилятора

Датчик включения вентилятора в системе охлаждения карбюраторного двигателя предназначен для включения или выключении в зависимости от температуры ОЖ вентилятора на радиаторе.

Расположение на автомобиле

Датчик включения вентилятора ввернут в резьбовое отверстие правого (по ходу автомобиля) бачка радиатора охлаждения.

расположение датчика включения вентилятора радиатора

Устройство датчика включения вентилятора

Корпус датчика выполнен из латуни или бронзы. Это продолговатый цилиндрический баллон, имеющий в верхней части гайку, в средней резьбу, а в нижней плоскую поверхность. Соединение датчика с радиатором уплотнено алюминиевым или медным уплотнительным кольцом. Датчик имеет два вывода: на один ток подается (минус), с другого уходит на реле включения вентилятора (113.3747) в монтажном блоке (также минус). Внутри корпуса выводы имеют два контакта. Так же внутри корпуса расположена биметаллическая пластина (прикреплена к днищу), по мере нагрева она изменяет свою кривизну и замыкает контакты.

Принцип действия датчика включения вентилятора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 г. в. с монтажным блоком предохранителей 17.3722 (пальчиковые предохранители).

Датчик включения вентилятора установлен в разрыв минусового провода ведущего к реле включения вентилятора в монтажном блоке. При повышении температуры в радиаторе системы охлаждения до 99±3º С, контакты внутри датчика включения вентилятора замыкаются биметаллической пластиной, и электрический ток (минус) через него поступает на реле в монтажном блоке. С реле ток (уже плюс) идет на электромотор вентилятора на радиаторе и включает его.

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 после 1998 г. в. с монтажными блоками 2114, реле включения вентилятора удалено из электрической цепи. Датчик включения вентилятора также установлен в разрыв минусового провода, но уже идущего напрямую к вентилятору. Температура замыкания контактов аналогична.

Если температура в радиаторе падает ниже 93±3º С, биметаллическая пластина размыкает контакты, электромотор вентилятора обесточивается.

Неисправности датчика включения вентилятора

В случае неисправности датчика охлаждающая жидкость (антифриз, тосол) начинает кипеть, что заметно в расширительном бачке.  Датчик включения вентилятора редко выходит из строя, так как ломаться там практически нечему. Причинами его отказа может быть низкое качество изготовления, механическая деформация. При появлении проблем с включением вентилятора на радиаторе следует проверить в первую очередь его электрические соединения. Сняв с датчика оба провода, соединяем их между собой. Включаем зажигание. Если вентилятор заработал – неисправен датчик включения (выключения). Если нет, неисправность следует искать в других элементах цепи.

Помимо этого возможна ситуация, когда вентилятор на радиаторе не выключается после включения. Практически всегда в этом виноват датчик. Подробнее: «Постоянно работает вентилятор радиатора на карбюраторной ВАЗ 21093».

Применяемость датчика включения вентилятора

В системе охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 применяется датчик ТМ 108 с маркировкой на корпусе «99-94». Он работает как через реле в монтажном блоке в автомобилях до 1998 г. в., так и без реле в автомобилях более поздних годов выпуска. В продаже также имеются аналоги данного датчика разных производителей.

Примечания и дополнения

— На инжекторном двигателе автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 включение вентилятора системы охлаждения происходит по команде блока управления (ЭБУ), анализирующего показания датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ).

— В системе охлаждения карбюраторных и инжекторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 присутствует еще один температурный датчик. Это датчик указателя температуры в щитке приборов (ТМ 106).  Он работает только на указатель температуры.

Еще статьи по системе охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Термостат системы охлаждения двигателя ВАЗ 21083 (21093, 21099)

— Перегревается двигатель на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, причины

— Потек радиатор системы охлаждения двигателя

— Электрическая схема включения вентилятора системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Удаление воздушной пробки в системе охлаждения карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Проверка системы охлаждения двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

Радиатор ВАЗ 2108, 2109, 21099

радиатор 2108, 2109, 21099 Для снижения температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) за счет увеличения площади отдачи тепла в системе охлаждения карбюраторного двигателя установлен радиатор.

Устройство радиатора

Стандартный радиатор системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 21081, 21083, 2109, 21091, 21093, 21099 трубчато-пластинчатый с пластмассовыми бачками. Средняя часть радиатора состоит из нескольких алюминиевых трубок, которые циркулируют ОЖ, объединенных в каркас.По бокам каркаса из трубок на резиновых уплотнителях установлены пластмассовые бачки. Трубки защищены алюминиевыми пластинами.

В радиаторе нет заливной горловины. Для жидкости используется расширительный бачок, который тонким шлангом соединен с патрубком в верхней части левого бачка радиатора.

Так же на два патрубка левого бачка радиатора одеты два толстых шланга (один — подводящий идет от выпускного патрубка блока, другой — отводящий к нижнему бачку термостата).Шланги закреплены хомутами.

Правый бачок радиатора имеет два резьбовых отверстия. Одно, для установки датчика включения вентилятора системы охлаждения. Другое, для пробки слива охлаждающей жидкости из системы. Пробка с «барашком», вворачивается и выворачивается от руки.

Помимо этого, для предотвращения увеличения температуры ОЖ выше нормы на радиатор установлен электрический вентилятор. Он закреплен внутри металлического кожуха. Кожух крепится при помощи болтов и гаек к бачкам радиатора.Подробно о вентиляторе системы охлаждения: «Электрический вентилятор системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Место установки радиатора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций радиатора системы охлаждения установлен в носовой части автомобиля для улучшения его обдува потоком встречного воздуха.

Принцип действия радиатора

Радиатор системы охлаждения задействован в работе ее малого и большого круга.

Пока двигатель не прогрет, радиатор практически не задействован, так как термостат закрыт, и жидкость через него не циркулирует.Часть прогретой жидкости поступает лишь в левый бачок радиатора по подводящему шлангу от рубашки охлаждения двигателя (выпускной патрубок головки блока). Это так называемый малый круг системы охлаждения.

После прогрева ОЖ более 87 градусов термостат постепенно открывается. Вступает в работу большой круг системы охлаждения. В нем радиатор задействован в полной мере. Охлаждающая жидкость по подводящему шлангу от блока цилиндров и головка поступает в него, охлаждаясь набегающим потом, через отводящий патрубок уходит на нижний бачок термостата и далее в систему.

Термостат в зависимости от температуры ОЖ автоматически включает или отключает радиатор, пропуская жидкость через него или минуя его.

При сильном повышении температуры ОЖ, когда радиатор перестает в достаточной мере охлаждать, в работу вступает электровентилятор системы охлаждения. Происходит это после замыкания контактов в температурном датчике электровентилятора, в правом бачке радиатора. Температура ОЖ должна превысить 102 градуса.

Неисправности радиатора системы охлаждения

Основных неисправностей всего две: течь охлаждающей жидкости и засорение радиатора (внешнее и внутреннее).Подробнее: «Течет радиатор».

Применяемость радиатора

На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторным двигателем применяемого радиатора 2108-1301012.

Примечания и дополнения

— Помимо алюминиевых радиаторов в систему охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 могут устанавливаться латунные радиаторы.

— Радиатор системы охлаждения инжекторного двигателя 2111 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не имеет датчика включения электровентилятора.В отверстие под него вставлена ​​заглушка.

Еще статьи по системе охлаждения карбюраторного двигателя ВАЗ 2108, 2109, 21099

.

Система охлаждения ваз 2109 устройство и ремонт

В процессе работы детали внутреннего двигателя сгорания, топливной системы, сильно нагреваются. При этом происходит ещё и тепловое расширение, неодинаковое для разных деталей, зависит от материалов, расположения, выполняемых деталью функций.

Для нормальной работы мотор нуждается в поддержании стабильной температуры, вот эта задача и решает система охлаждения двигателя (СО). Система охлаждения ВАЗ 2109 конструктивно мало отличается от первых вазовских переднеприводных моделях.Она почти не менялась для карбюраторного или инжекторного типа двигателя.

Конечно, у инжекторных, более современных, комплектаций, иногда стоит модернизированный термостат новой конфигурации, но не всегда. Зная система охлаждения двигателя ВАЗ 2109, особенности ее элементов и функционирования, признаки проявляющих неисправностей, можно выполнить все работы по ремонту, обслуживанию СО, выполнить замену любого элемента. Это желательно хотя бы потому, что поломки не всегда выполнены в нескольких метрах от ближайшего автосервиса.

Содержание статьи

Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109

  • важно знать важно знать У ВАЗ 2109 СО жидкостная, с общим объёмом 7,8 л, если считать вместе с печкой. Тип системы — закрытый, она герметична. Рабочее давление в охладительной системе удерживается около одной атмосферы. Благодаря повышенному давлению, жидкость в ней закипает при более высокой температуре, чем при нормальном давлении. Это повышает ресурс самой СО, а также двигателя.
  • Циркуляция жидкости осуществляется принудительно, то есть, с помощью насоса или помпы. Комплектуется СО «девятки» центробежной помпой. Корпус у нее из алюминия. Помповый механизм работает от ременного привода ГРМ. Вращение вала помпы производится на двухрядных шарикоподшипниках скольжения. Причём, роль обоймы для подшипника, валик, помпы, собственной у него нет.
  • Механизм заливается смазкой (Литол) ещё при изготовлении. Пока функционирует — не обслуживается, такая возможность конструкцией не обслуживается.Если ломается, ремонту не подлежит, поэтому заменять насос при поломке рекомендовано полностью. В подобных системах, для большей надёжности, насос стараются заменить и при смене зубчатого ремня ГРМ.
  • 9 СО «девятки» — жидкостная, эта жидкость от времени, нуждается в замене. Система охлаждения ВАЗ 2109 нетребовательна к качеству антифриза. Однако, тот Тосол А 40, который выпускался для таких СО в прошлом, сейчас не производят. То, что выпускается под данной маркой, увы, не соответствует ГОСТам, по которой эта охладительная жидкость производилась.
  • Многие механики не рекомендуют её применение, из того, что рекомендовано АвтоВАЗ, вполне можно выбрать замену. В крайнем случае, приобрестиный антифриз с требованиями к требованиям составом. А вот воду совсем нельзя использовать в качестве антифриза, она оставит слой накипи на стенках всех трубопроводов системы, алюминиевые детали подвергнутся воздействию коррозии.
  • Для охлаждающей жидкости рабочая t O — +85 O — +95 O С. Дополнительно, при температуре порядка +99 О С, замкнутся контакты в реле вентилятора.Электровентилятор двигателя прекращает работу при размыкании контактов датчиков реле, это +93 О C. Значит, ориентируясь только на факт включения-выключения вентилятора, можно сделать верный вывод о температуре в системе. Даже при отказавшем (или отсутствующем) термометре на щитке.
  • Термодатчик реле установлен в головке цилиндрового блока. На приборном щитке размещён термометр, показывающий эту температуру, сигнализируя о возможном перегреве. Во время работы двигателя, от рубашки охлаждения цилиндровой головки и блока, жидкость течёт к радиатору, где забирает тепло или в термостат.
  • Система охлаждения ВАЗ 2109 имеет малый и большой круг обращения, разделение происходит на термостате. Что удобно, особенно, когда нужно быстро прогреть мотор при низкой температуре воздуха. Клапан закрывается, жидкость течёт только по малому контуру. При повышении температуры, клапан термостата пропускает охладитель в трубопроводы большого круга.
  • В процессе работы двигателя, при сгорании топливной смеси, достигают температуры 2 000 О С и происходит это скачкообразно.Плохая работа системы охлаждения приводит не только к преждевременному разрушению цилиндропоршневой группы из-за тепловых перегрузок. Смазка пересыхает и прогорает, растут затраты топлива при падающем КПД.
  • Переохлаждение приводит к скоплению конденсата, смывает смазку (бензин хороший растворитель), который попадает в картер, смешиваясь с маслом, разжижает его. Это ещё одна причина держать СО в порядке, иначе не избежать дорогостоящего ремонта двигателя.
  • Кроме охлаждения двигателя, СО нагревает воздух в радиаторе отопления и охлаждает турбину (при наличии турбонаддува), охлаждает также масло и рабочую жидкость в АКПП.
  • Для большего комфорта при вождении, следует ещё провести небольшой тюнинг системы. Повысить эффективность и надёжность работы можно, поставив насос, имеющий крыльчатку, у которой много лопастей. Вентилятор тоже желателен помощнее, шестилопастной.
  • Хорошо, если будет система запуска / выключения вентилятора вручную, в дополнение к реле, датчик которого может выйти из строя. Дополнительное реле включения / выключения вентилятора тоже не будет лишним, в городских условиях это прибавит спокойствия водителю и надёжности системе.

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 и её элементы

Система охлаждения ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем наличием 2-х деталей — шлангов, через первый происходит отвод нагретого антифриза от впуска на нагреватель карбюратора, а по второму жидкость отводится от карбюратора и впускной трубы.

А в системе охлаждения ВАЗ 2109 инжектор наличествуют 2 других шланга, из которых один подводит жидкость к дроссельному патрубку, нагревая уже подающуюся в камеру топливную смесь, по второму происходит отток антифриза.При этом, ещё одно различие между этими охладительными системами — тепловые и жидкостные датчики. Система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 карбюраторного типа использует датчики, вкрученные в головке цилиндрового блока, у инжекторного 8-клапанного двигателя ВАЗ 2109 в дроссельном патрубке датчик системы охлаждения и размещён, контролируемый, также уровень антифриза. В новых моделях инжекторных двигателей этот датчик запаян в алюминиевый корпус, увеличивает срок его службы, повышает надёжность.

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109: 1 — пробка расширительного бачка; 2 — расширительный бачок; 3 — шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 — шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 -отводящий шланг радиатора; 6 — левый бачок радиатора; 7 — алюминиевые трубки радиатора; 8 — заглушка; 9 -правый бачок радиатора; 10 — сливная пробка; 11-сердцевина радиатора; 12 — кожух электровентилятора; 13 -крыльчатка электровентилятора; 14 — электродвигатель; 15 — зубчатый шкив насоса; 16 — крыльчатка насоса; 17 -зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 — блок двигателя; 19 — подводящая трубка насоса; 20 -подводящий шланг радиатора; 21 — отводящий шланг радиатора отопителя; 22 — шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 — выпускной патрубок; 24 — заправочный шланг; 25 — подводящий шланг радиатора отопителя; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

В остальном, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор одинаковы.

В систему входит:

  1. Помпа Помпа Помпа, для нагнетания антифриза и поддержания давления в системе. Механизм насоса работает от привода ГРМ, зубчатого ремня распредвала. У помпы алюминиевый корпус, валик установлен и вращается по двухрядному подшипнику скольжения, он застопореным специальным винтом в корпусе насоса. После сборки контура винта расчеканен, для надёжности соединения, сам подшипник лишён внутренней обоймы и её роль валик.
  2. Смазка в этой системе наносится при изготовлении и замене не подлежит. Металлокерамический зубчатый шкив к передней части валика присоединяется напрессовкой, к противоположной крепится крыльчатка, к которой напрессовкой же прижимается графитокомпозитный сальник. Задача этого уплотнительное упорное кольцо — препятствовать подтеканию антифриза, оно впрессовано в корпусе помпы и не снимается.
  3. Из-за таких функций насос, при поломке, правило, не подлежит ремонту, менять его рекомендовано целиком.При умении и наличии инструментов можно предпринять попытку, но результат без гарантии. А поскольку ремень ГРМ приводит в действие и насос, при любом ремонте на ГРМ рекомендуют менять помпу, ее поломка грозит обрывом ремня, что в худшем случае приведёт к встрече поршней с клапанами.
  4. Термостат Термостат Термостат — элемент не разбираемый, не ремонтируемый, но, при поломке может быть просто изъят. Жидкость будет циркулировать по большому кругу, с этим можно добраться до автосервиса или гаража, для более основательного ремонта.Термостат разделяет ток антифриза на большой и малый круг, при помощи 2-х клапанов — основного и перепускного.
  5. Датчик, вкрученный в водяную рубашку головки цилиндрового блока, контролирует температуру, а данные выводятся, в том числе, на термометр на приборном щитке.
  6. В зависимости от температуры жидкости, клапаны термостата пропускают ее на большой или малый круг обращения системы охлаждения ВАЗ 2109, через выпускной патрубок и шланг, в радиатор, для охлаждения. Нагрев охладителя происходит на охлаждающей рубашке цилиндрового блока и головки, откуда она и поступает дальше.
  7. Чтобы обеспечить охлаждение двигателя, насосом, под давлением, антифриз, подаётся в рубашку охлаждения силового агрегата.
  8. По малому кругу, по двум шлангам, жидкость движется, подогревая топливную смесь в трубе впуска, зону дроссельной заслонки 1-й карбюраторной камеры. По другому паре патрубков идёт присоединение и перенаправление нагретой жидкости в шланги печки салона.
  9. Радиатор печки Радиатор печки Радиатор печки разбирается. Чтобы улучшить обогрев воздуха и, параллельно, охлаждение антифриза, его сердечник выполнен из мелких трубок (материал — алюминий), а также алюминиевых пластин охлаждения.
  10. Бачки радиатора из пластика, они присоединяются к сердечнику, а для герметизации места крепления уплотняют прокладками из резины. В отличие от расширительного бачка, куда заливают охладитель, в радиатор и из него жидкость поступает только по патрубкам, которые также крепятся к бачкам.
  11. Из них верхний соединён, через шланг, с расширительным бачком. У левого бачка также 2 патрубка, подвод и отвод жидкости. На правом бачке установлена ​​ещё и сливная пробка, а также датчик-реле, запускающий вентилятор.
  12. расширительный бачок расширительный бачок Прозрачный пластиковый расширительный бачок скрепляется с кузовными кронштейнами брызговика, слева, при помощи крепёжного ремня. На термостат уходит нижний патрубок (через шланг), а верхний патрубок, через ещё один шланг, соединяет бачок с радиатором.
  13. Заливная горловина бачка закрывается пробкой с парой клапанов, впуск и выпуск. Последний, чтобы предотвратить образование паровых пробок, для пара и предназначения. У клапанов один корпус, неразборный, чтобы сработал выпуск, давление должно достигнуть 1,1 кгс / см 2 , для впуска достаточно от 0,03 кгс / см 2 до 0,13 кгс / см 2 .Но для полного спуска антифриза с системы надо снять сливные пробки и с цилиндрового блока, и с бачка радиатора, и пробку расширительного бачка, закрывающую заливную горловину.
  14. Вентилятор Вентилятор Вентилятор даёт дополнительное охлаждение, стандартно комплектуется 4-лопастной крыльчаткой с электродвигателем. Вентилятор убран в кожух и скреплён с кронштейнами радиатора. Для срабатывания термодатчика ТМ108 (на бачке радиатора), требуется т О +99 О С (допустимо колебание на 3 О С в большую или меньшую сторону).При 94 О С произойдёт выключение.
  15. Термостат отвечает за поддержание температурных параметров и помогает ускорить разогрев холодного мотора. В норме рабочая t O C будет в пределах от 85 O C до 95 O C. Корпус этого неразборного элемента накрыт завальцованной с седлом основного клапана, крышкой.

В термостат поступает по патрубкам, входному — для охлаждённой, из радиатора, второму входному — на перепуск с головки блока, а также подающий антифриз в помпу и шланг расширительного бачка.

Исходя из строения и принципа работы СО, можно провести её обслуживание, тюнинг, ремонт. Для этого не требуются даже какие-либо особенные навыки или инструменты. Но необходимо правильно определить неисправность, а также метод её устранения.

Неисправности в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2109 и методы их устранения

Простые системы, как правило, очень надёжны. Это касается и СО ВАЗ 2109. В основном она не доставляет проблем, особенно при правильном уходе.

Чаще всего встречаются обрывы, соскакивание патрубков, может протечь радиатор, термодатчики тоже выходят из строя. Кроме этого, часто встречающейся неприятностью является заклинивание термостата и выхода из строя насоса.

Замена насоса (помпы) на ВАЗ 2109

Насос может просто износиться. Может быть повреждён один из его элементов, заводской брак — причин много.

Признаки неисправности:

  • Шум при работе. Неисправности в системе подшипника, износа и срабатывания.
  • Протёк антифриз, что ускорит срабатывание подшипника и наоборот, изношенный подшипник приведёт к появлению негерметичности сальника, манжет, соответственно, к протечке.
  • Установка с перекосом, при которой соосность к шестерням и роликам ГРМ нарушена. Может быть просто браком, следствием неправильной нагрузки при очередной замене, при таком установочном положении шкива при вращении перекошено, неравномерная нагрузка ведёт к износу подшипника, сальника, обрыву ремня ГРМ.
  • Двигатель перегрет.Если нет других причин, (положим, радиатор «лечили» от протекания герметиком и залили им заодно крыльчатку насоса, трубки охлаждения), причина в обломавшихся лопастях крыльчатки. В любом из случаев, насос менять придётся.
  • Печка плохо греет, ещё один косвенный признак, указывающий на снижение КПД помпы.
  • Если на более мощный, соответственно, более «жаркий», двигатель, поставить слабый насос, он, используя с перегрузками, износится быстрее, должного температурного режима обеспечить не сможет.

На самом деле, потёки жидкости и запотевание в районе дренажа необязательно говорят о необходимости менять насос. Возможно, нанесение герметика на места протечки и смена прокладок-уплотнителей. Чаще же всего, причина поломки в негерметичности сальника, резиновой манжеты, усугубленная некачественным антифризом.

Для замены насоса понадобится:

  • Накидные ключи, № 17, №10.
  • Нож и шлицевая отвёртка (крупная).
  • Головки с воротками и ключи рожковые, №10, №17.
  • Собственно, помпа, новая и под нее прокладка.
  • Герметик, ветошь, что-то под сливаемую жидкость, любая ём, домкрат.

Замена помпы:

  1. Машину ставят на ручной тормоз, на КПП выставляется «нейтраль», мотор должен быть холодным.
  2. Антифриз сливается, если то, что спущено, бурого цвета, с грязью, систему охлаждения надо промыть и сменить жидкость.
  3. Болты, на которых держится защитная крышка ремня ГРМ (на моторе), выкручивают слева ключом-десяткой.На снятой крышке — метки, по которым ставят первый цилиндр в ВМТ, поэтому она должна оставаться под рукой.
  4. Теперь важно правильное выставление меток ГРМ, так как у двигателя ВАЗ 2109 приводной ремень ГРМ вращает и механизм помпы, перекос приведёт к разрушению насоса и мотора. Аккуратно, коленвал прокручивают, чтобы совместить метку на задней крышке с меткой на шестерне распределительного вала, крутят за болт шкива. Крышку, не закрепляя, надевают на место, чтобы проверить, как совместились отметка на крышке и на шкиве.За совмещением точек на маховике, надо наблюдать в окошко картера сцепления. Коленвал вращают, пока отметки не совместятся.
  5. Чтобы скрутить гайку натяжного ролика, нужен ключ №17. Снятый ролик надо проверить, он может тоже быть изношен, важно, чтобы его не «заедало» при вращении, люфт тоже не допуск.
  6. Ремень снимают, крепёжный болт шестерни распределительного вала выкручивают, шестерню в процессе придётся стопорить отвёрткой помощнее, ключ подходит №17.
  7. Снимая шестерню, желательно не потерять другие запчасти (шпонки).
  8. Задняя крышка демонтируется (ключ-десятка), скручивают все крепёжные болты насоса, который затем надо поддеть и стронуть с места. Размещение насоса и двигателя исключает возможность смещения ущерба и изъятия его, надо домкратом приподнять мотор, пока не появится свободное место для того, чтобы помпу вытащить.
  9. Очистить место размещения насоса, убрать остатки прокладки.
  10. Маркировкой торцевой части корпуса вверх, на место сломанной, ставят новую помпу и аккуратно привинчивается.Главное, не сорвать резьбу в крепёжных отверстий алюминиевого блока, на который насос ставят. Правда, лишний люфт тоже не нужен.
  11. Теперь всё, что демонтировано, надо смонтировать, в обратном порядке.
.

Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости

Система охлаждения двигателя — важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до плохой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери и снижения мощности ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

система охлаждения ваз 21099 карбюратор схема

система охлаждения ваз 21099 карбюратор схема

ваз 2199 система охлаждения инжектор

ваз 2199 инжектор системы охлаждения

1 — элемент в виде пробки для бака расширения; 2 — бак для расширения; 3 — шланг отвода жидкости из патрубка; 4 — шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 — шланг отводящий от радиатора; 6 — бачок с лева от радиатора; 7 — трубка алюминиевая; 8 — системы заглушки; 9 — бачок с права от радиатора; 10 — пробка для слива; 11 — середина радиатора; 12 — кожух для электрического вентилятора; 13 — пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 — электрический двигатель; 15 — насосный шкив зубчатый; 16 — крыльчатка насоса; 17 — ремень привода вала распределительного; 18 — блок для двигателя; 19 — насосная труба; 20 — шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 — шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 — шланг подводящую охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 — выпускной патрубок; 24 — шланг для заправки; 25 — шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 — термостат; 27 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 — датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочныйостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ.Общий объем системы, включая печку, равенство — 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель вывод температуры на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур — для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность алюминиевого радиатора увеличена посредством применения пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполнен в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора.Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Особенности работы вентилятора и термостата ВАЗ 21093, 2109, 21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырехлопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости — в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилех 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется системой управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определить причины начиная с наиболее вероятных начала и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости — для проверяющего уровень жидкости в системе.В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то посмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об / мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и равномерность поступления тосола.Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызвать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок — горячий, а нижний холодный, — термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры. В таком случае термостат следует заменить.
  2. Еще одной причиной чрезмерного сообщения о системе охлаждения, в таком случае нужно продавить и устранить со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор — проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.
  4. Иногда забиваются соты радиатора, что снижает интенсивность теплообмена. Необходимо выполнить дельную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, при повреждении сот.

Вот основные причины, которые влияют на их качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl + Enter .

Рекомендуем прочитать:

.

Схема подключения вентилятора охлаждения ВАЗ

Приводятся все основные электросхемы и модификации подключения вентилятора охлаждения (ВО) жидкости в автомобилях ВАЗ различных моделей. В чём суть работы ВО? Электрический двигатель с крыльчаткой на валу установлен внутри прямоугольной металлической рамы, при помощи которой он крепится к тыльной стороне радиатора. При подаче напряжения (12 В) на контакты привода он начинает работать, вращая лопасти и создавая направленную струю воздуха, которая, собственно, и охлаждает тосол или антифриз.

Если не работает вентилятор охлаждения, не спешите обращаться в автосервис. Установить причину неисправности можно и самостоятельно. Тем более что для этого совсем не обязательно иметь специальные навыки — просто изучите справочный материал от 2shemi.ru и следуйте инструкциям по его проверке / замене.

Схема включения кулера ВАЗ 2104, 2105 и 2107

  1. вентилятор радиатора
  2. датчик температуры (находится на радиаторе снизу)
  3. монтажный блок
  4. реле зажигания
  5. замок зажигания

А — к контакту «30» генератора.

Электровентилятор охлаждения ВАЗ 2106

  1. датчик включения электродвигателя;
  2. электродвигатель вентилятора;
  3. реле включения электродвигателя;
  4. основных блок предохранителей;
  5. выключатель зажигания;
  6. дополнительный блок предохранителей;
  7. генератор;
  8. аккумуляторная батарея.

Подключение вентилятора 2108, 2109, 21099

До 1998 года выпуска на автомобилях со старым монтажным блоком предохранителей 17.В цепи вентилятора 3722 (пальчиковые предохранители) было включено реле 113.3747. После 1998 года такое реле отсутствует.

Так же до 1998 года применяется датчик включения ТМ-108 (температура замыкания контактов 99 ± 3ºС, размыкания 94 ± 3ºС), после 1998 года ТМ-108-10 с аналогичными температурными диапазонами или его аналогами разных производителей. Датчик ТМ-108 работает только в паре с реле, усиленный под большой ток ТМ-108-10 может работать как с реле, так и без него.

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 17.3722

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик включения электродвигателя
  3. Монтажный блок
  4. Выключатель зажигания

К9 — Реле включения электродвигателя вентилятора. А — К выводу «30» генератора

Схема включения вентилятора охлаждения двигателя на ВАЗ 2109 с монтажным блоком 2114-3722010-60

  1. Электродвигатель вентилятора
  2. Датчик 66.3710 включение электродвигателя
  3. Монтажный блок

А — К выводу «30» генератора

Схема включения ВО ВАЗ 2110

Схема включения вентилятора охлаждения ВАЗ 2110 на карбюраторных и инжекторных автомобилейх отличается. На автомобилях с карбюраторным двигателем, используется термобиметаллический датчик ТМ-108, а на автомобилех с инжекторным двигателем управление осуществляет контроллер.

Схема на 2113, 2114, 2115 инжектор и карбюратор

Где находится реле вентилятора

4 — реле электровентилятора;
5 — реле электробензонасоса;
6 — главное реле (реле зажигания).

Внимание: порядок следования реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся по цвету проводов. Поэтому находим реле от которого отходят тонкий розовый с черной полосой провод, идущий от главного реле (контакт 85 *) (не путать с тонким, красный с черной полосой проводом, идущим от контроллера) и толстый силовой белый с черной полосой провод (контакт 87) (белый и розовый нужные нам провода), это и есть реле вентилятора.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему.Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 — 2800 об / мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82 ± 2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87 ± 2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора ВАЗ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи — исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А).Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режим пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным необходимо проверить датчик мотор — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины.В этом случае контроллер запускает вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения. Если привод запустился — датчик неисправен.

Замена электровентилятора в авто

  1. Ставим автомобиль на ровной поверхности, обездвиживаем его стояночным тормозом.
  2. Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
  3. Ключом на 10 откручиваем крепления корпуса воздушного фильтра.
  4. Отверткой ослабляем хомут воздуховода на датчик расхода воздуха и снимаем гофру.
  5. Откручиваем саморезы, фиксирующие крышку корпуса воздушного фильтра, извлекаем фильтрующий элемент.
  6. Ключом на 8 откручиваем крепление воздухозаборника и демонтируем его.
  7. Ключом на 10, потом на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
  8. Отключаем колодку проводов на разъем вентилятора.
  9. Аккуратно извлекаем кожух вентилятора вместе с приводом.
  10. Ключом на 10 откручиваем 3 болта, удерживая электродвигатель на кожухе.
  11. Ставим на его место новый.
  12. Устанавливаем конструкцию на место, фиксируем, подключаем разъем.
  13. Дальнейший монтаж производим в обратном порядке.

Модернизация схемы управления

Вентилятор охлаждения на десятке включается при тепературе 100-105 ° C, тогда как нормальная рабочая
температурой двигателя 85-90 ° С, получается вентилятор включается при перегреве двигателя, что естественно сказывается негативно.

Эту проблему можно решить двумя способами: настроить температуру включения в «мозгах» или сделать кнопку. Мы остановимся на втором. Включение вентилятора с кнопки очень удобно: попал в затор — включил, выехал — выключил, и никого перегрева.

В салоне была установлена ​​кнопка выбора режима работы вентилятора (отключен постоянно, постоянно, включается автоматически посредством датчика) — этот «тюнинг» не является обязательным, но будет очень полезным дополнением.

На контактах реле 87, 30, на проводе от аккумулятора к предохранителю и массе вентилятора будет большой ток и по этому там обязательно используем провода, сечением не менее 2 мм более тонкий провод не выдержит и сгорит.

Видео — подключение и проверка ВО

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *