цифры, даты, факты и уникальные фото
19 апреля легендарная «Копейка», ВАЗ-2101, празднует полувековой юбилей. По этому случаю мы вспоминаем историю модели и делимся уникальными фотографиями из архива Волжского автозавода
Редакция
Конструкция автомобиля
В качестве основы ВАЗ-2101 был использован FIAT-124, получивший в 1966 году титул «Автомобиль года». В этом же году Министерство внешней торговли СССР и FIAT заключили генеральное соглашение о создании проекта автомобильного завода и его строительства в СССР.
В общей сложности в конструкцию итальянского исходника было внесено свыше 800 изменений. ВАЗ-2101 отличался от FIAT-124 новым двигателем с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндров, что в будущем позволило неоднократно повышать литраж мотора. В сцеплении был увеличен наружный диаметр фрикционных накладок, а в коробке передач применены более надежные синхронизаторы.
Также была переработана передняя подвеска: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Трехрычажная задняя подвеска уступила место более прогрессивной пятиштанговой конструкции. По итогам суровых испытаний итальянской модели на полигоне и обычных дорогах Советского Союза, конструкторами был усилен кузов и увеличен дорожный просвет.
Производство
Сборка первых ВАЗ 2101 осуществлялась с ночь с 18 на 19 апреля 1970 года. Первые «Жигули» собирали к особенной дате, которую отмечала вся страна 22 апреля 1970 года – столетие В.И.Ленина.
Всего в апреле были собраны шесть автомобилей, а в августе Волжский автозавод начал реализацию ВАЗ-2101 через торговую сеть. Массовое производство «Жигулей» было налажено довольно быстро. Уже в 1970 году было собрано более 23 тысяч машин.
На «единичку» устанавливали разные моторы, объемом 1,2 л и 1,3 л. А самым мощным — 120 л.с. – был роторно-поршневой двигатель. Для советских спецслужб была выпущена опытно-промышленная партия таких машин.
С 1970 по 1988 было изготовлено 4,8 миллиона LADA первой модели, включая модификации, а если быть точным, 4 846 900 автомобилей. И это была самая массовая модель за историю АВТОВАЗа, более того – за историю российского автопрома.
Бренд
Первые «Жигули» получили всем нам известный логотип с серебристой ладьёй. В этой эмблеме – стилизованная буква «В» (ВАЗ), а еще ладья – это символ движения.
Имя для нового российского автомобиля выбирали голосованием – победило название «Жигули», по наименованию горной системы, расположенной рядом с г. Тольятти.
Были и народные прозвища – «единичка», «ноль первая», «Жигулёнок».
Слово «Жигули» не подходило для экспорта (не очень благозвучно в ряде языков), поэтому при поставках за рубеж использовали название LADA.
Экспорт
Первая партия автомобилей была отправлена на экспорт уже в 1971 году — в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. За рубежом LADA любили за прочность и за низкую цену. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA – это более трети всего годового экспорта легковых автомобилей СССР.
В 1972 году автомобили LADA составили уже половину от общего числа советских экспортных поставок легковых автомобилей.
В 2017 году чешские энтузиасты Филип Фогел и Петр Явурек совершили кругосветку на LADA 2101. За 10 месяцев они проехали 50 тысяч километров. Их автомобиль 1975 года сейчас хранится в музее АВТОВАЗа.
Сервис
До «Жигулей» в нашей стране не было полноценной системы фирменного автосервиса. Именно Волжский автомобильный первым в СССР реализовал принцип «произвожу-продаю-обслуживаю».
В 1969 году подписан приказ «Об организации отдела технического обслуживания автомобилей». Сначала планировали строить громадные автоцентры на 55 постов, но потом создали проекты 15, 10, и 6-постовых станций. Это приблизило сервис к клиентам и позволило увеличить количество СТО.
В 1975 году действовало 30 спецавтоцентров, 130 стационарных и 100 передвижных СТО. В этот же период через спеццентры продавалось около 150 тысяч автомобилей в год – примерно половина от общего объема продаж.
Цифры и факты о ВАЗ-2101:
1967 – Началось строительство Волжского автозавода.
1968 – Стартовали испытания прототипов автомобиля.
1969 – Начался монтаж главного конвейера ВАЗа.
1970 – Выпущен первый ВАЗ-2101.
1970 – Собран 10-тысячный ВАЗ-2101.
1971 – Мощность завода увеличена до 220 тыс. автомобилей в год.
1974 – Собран миллионный ВАЗ-2101.
1975 – С конвейера автозавода сошел 2-миллионный автомобиль (ВАЗ-21011).
1979 – Выпущен 5-миллионный автомобиль, им стал ВАЗ-2101.
1984 – Собран последний ВАЗ-2101.
1988 – Собран последний ВАЗ-21011.
Хочу получать самые интересные статьи
Первая «копейка» в копилке моделей
Фото: АВТОВАЗ
Почти полвека назад, 9 сентября 1970 года, с главного конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый серийный ВАЗ-2101 «Жигули». «Копейка», как машину прозвали в народе, быстро стала одним из наиболее распространенных легковых автомобилей в стране. За годы производства Волжский автомобильный завод выпустил около пяти миллионов ВАЗ-2101. Другие интересные факты о легендарной «копейке» – в нашем материале.
«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль
В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.
Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов –итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе».
Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.
Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.
Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.
Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA
Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».
Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.
Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.
Спортивный успех: ВАЗ-2101 участвовал в автогонках
Как считают эксперты, спортивный успех «Жигулей» был заложен в самом двигателе – мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.
«Новый вазовский автомобиль, более легкий и динамичный, сразу же привлек внимание спортсменов и специалистов автоспорта. Все были в ожидании того, как же он себя покажет на трассе. Заметим при этом, что, кроме Шувалова, Пистуновича и меня, в тольяттинской команде опытных гонщиков не было. Уже на первых скоростных участках никому не известная наша команда стала выигрывать с приличным преимуществом. Отрыв был настолько большим, что многие гонщики после заездов подходили к вазовским машинам и внимательно изучали шины – нет ли на них шипов. Ну, не может же быть такого, чтобы на первой же трассе тольяттинцы играючи обставили куда более опытных спортсменов, которые выступали на «Волгах» и «Москвичах»! В тот раз мы все же проиграли. Но не из-за техники, а от недостатка опыта – автомобили-то как раз и не подвели», – вспоминал позже вазовский испытатель Яков Лукьянов.
Фото: журнал «За рулем»
Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.
После этого «копейка» еще на протяжении долгих лет появлялась на трассах различных гонок, а в любительских ралли ВАЗ-2101 встречаются даже в наши дни. Уже в новом веке, в 2004 году, автомобиль участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками «копейки» 1971 года выпуска стали такие гоночные легенды, как Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. К финишу экипаж ВАЗ-2101 пришел тридцатым и оказался на первом месте в своем классе, обогнав «ягуары» и «порше».
ВАЗ выпустил около пяти миллионов «копеек»
ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым массовым и популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,85 млн машин.
Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.
Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».
Чтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. «Для покупки «Жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки. Один прогул – и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…», – вспоминал в своей книге известный актер Александр Ширвиндт.
Впрочем, на легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль – никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.
В Москве есть памятник народному автомобилю
Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.
ВАЗ-2101 ( каталог 1982г.) (2101, 21011, 21012, 21013, 21014)- описание, характеристики, история.
Этот почти легендарный автомобиль с четырехдверным кузовом седан «канонических» очертаний, родоначальник всей «вазовской» классики, сыграл огромную роль в моторизации одной шестой части суши и не только. Но время его давно миновало, и а конце тысячелетия найти приемлемый по сохранности экземпляр можно, пожалуй, только в заводской коллекции.
Реализация автомобиля ВАЗ-2101 (экспортное название Lada 1200) началась в августе 1970г. Снятие с производства — 1988 г.
В сущности, ВАЗ-2101 (экспортное название Lada 1200) и последующие модификации были хорошо адаптированной к «советским условиям» иномаркой — FIAT 124 1966 года. Правда, двигатель получил более прогрессивное (при условии качественного изготовления) верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Клиренс увеличили на 3 см, подвеску переработали и усилили(как показала практика, все же недостаточно). Прочие узлы и агрегаты прошли полную аклиматизацию к долгим русским зимам и местным особенностям эксплуатации. Намного лучшую динамику и более просторный салон в сравнении с «Москвичом», вмещающий пятерых, многие покупатели в свое время оценили по достоинству. Салон за время производства лишь слегка косметически модернизировали. Интерьер был сделан на уровне тех лет (70-е годы) достаточно добротно, хотя уже на момент снятия с производства (1988 год) требования к эргономике ужесточились, и по этим параметрам спартанские панель приборов и рабочее место водителя следует признать неудовлетворительными. Зато ничего не скрипит и не отваливается.
Основные изменения пришлись на модификацию кузова 21011 (1974 год), которая получила более удобные по форме передние сиденья и несколько измененные органы управления, а также пепельницы, из задних подлокотников перенесенные непосредственно на панели дверей. В дополнение к этому модификация (которую в свое время выдавали за новую модель Lada 1300) получила более мощный 69-сильный двигатель рабочим объемом 1,3 л. Эти автомобили оснащали иной решеткой радиатора с более частыми горизонтальными поперечинами, в нижней части панели передка появились четыре дополнительных вентиляционных прорези. Бамперы лишились клыков и получили взамен по периметру резиновые накладки. На задних стойках кузова появились отверстия принудительной вытяжной вентиляции салона, прикрытые декоративными решетками, стоп-сигналы и поворотники дооснастили отражателями. Появился сигнал заднего хода. Тремя годами позже была представлена версия ВАЗ-21013 с кузовом 21011 и 1,2-литровым двигателем ВАЗ-2101. «Милицейскую» модификацию ВАЗ-21016 оснащали мощным 71-сильным (77 л.с. по старому ГОСТу) двигателем ВАЗ-2103.
Производство модели ВАЗ-21011 было прекращено в 1981 году, а любимой «ноль-первой» — в 1982-м. В дальнейшем производили только «гибрид» ВАЗ-21013. Впрочем, завод не баловал покупателей частыми модернизациями. До 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку. Также в этом году, а затем и в 1983-м были проведены изменения электрической части.
Карбюраторы 2101 первой серии выпускали до 1974 года, второй — до 1976-го, третьей серии (2101-1107010-03)-с 1976 по 1978 год. С 1979-го на машины устанавливали карбюраторы серии «Озон-2105»- с автономной системой холостого хода.
В 1980 году проведена модернизация модельного ряда: начали устанавливать новый распределитель зажигания типа 30.3706-01. С ВАЗ-21011 перешел 2-литровый бачок омывателя стекла и ножное включение омывателя.
С 1982 по 1984 год коромысла клапанов из стали 40Х вместе с распределительными валами для повышения износостойкости азотировали вместо закалки токами высокой частоты, что повышало коррозионную стойкость, износостойкость и сопротивление знакопеременным нагрузкам, но кардинально пресловутой «проблемы распредвалов» не решало. Вопрос сняли только в 1985 году, когда распределительные валы стали изготавливать с отбеливанием кулачков. Эти валы можно отличить по шестигранному пояску между третьим и четвертым кулачками, С 1985 года устанавливали топливные баки без сливных пробок. Вот, собственно, и все. Общее качество сборки и окраски кузовов «первого» семейства, а также плотность подгонки дверей и обивки салона значительно лучше нынешних моделей. Правда, за давностью лет от былой «красы» уже мало что осталось.
Большинство уцелевших «копеек», как ласково прозвали их в народе, претерпели за свою биографию не один «круговой» капитальный ремонт кузова. «Копейки» легендарной ранней «итальянской» сборки 1970-1974 годов в большинстве случаев уже перешли грань разумного износа, и если практически сохранились, то лишь в гаражах постоянных и единственных владельцев, хотя нельзя исключать и реэкспорта таких ухоженных «автостаричков» из Германии. Более поздние по времени сборки модели, честно говоря, не лучше, а по ряду узлов (электрооборудование и система питания) и менее надежны. Так что теперь, как правило, продают уже не сам автомобиль, а «музыку», кованые диски, сиденья от «восьмерки» — то есть фактически навороты, а машину, так — в довесок! Поэтому при покупке обращайте внимание не столько на возможный «ухоженный» внешний вид, а на реальный срок эксплуатации, за который усталостные разрушения силовых элементов платформы, кузова, ходовой части и трансмиссии доходят до критической отметки. Также необходимо по возможности проверить углы схождения и развала колес, базу, допуск по диагонали днища. Иначе практически невозможно легальное прохождение ежегодного ТО.
Двигатель:
модель ВАЗ-2101, карбюраторный, 4-х цилиндровый, рядный, 4-х тактный; диаметр цилиндра и ход поршня 76х66; рабочий объем 1,2 л. Степень сжатия 8,5. Максимальная мощность при 5600 об/мин, 64 л.с. (47 кВт). Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин, 8,9 кгс*м (87,3 Н*м).Трансмиссия:
Сцепление: однодисковое, сухое.Коробка передач: 4-х ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Главная передача: Одинарная гипоидная.
Подвеска:
передняя — независимая на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами, амортизаторы гидравлические, телескопические;задняя — с цилиндрическими пружинами и реактивными штангами, амортизаторы гидравлические, телескопические.
Тормоза:
рабочий — передний дисковый, задний барабанный, привод гидравлический раздельный, задний тормоз имеет регулятор давления;стояночный — на задние колеса с механическим приводом.
Шины:
155-330 (6,15-13), давление воздуха в шинах, кгс/см2: передних колес 1,7; задних колес 1,8Заправочные объемы:
— топливный бак — 39 (бензин АИ-93)— система охлаждения двигателя с системой отопления кузова 9,6 (Тосол А-40)
— система смазки двигателя 3,75 (летом М-12Г1, М-12ГИ, зимой М-8Г1, М-8ГИ, всесезонно М-6З/10Г1, М-10ГИ)
— картер коробки передач 1,35 (ТАД-17И)
— картер ведущего моста 1,3 (ТАД-17И)
— картер рулевого механизма 0,215 (ТАД-17И)
Путин поздравил АвтоВАЗ с юбилеем выпуска первого автомобиля :: Общество :: РБК
Владимир Путин (Фото: kremlin. ru)
Президент Владимир Путин поздравил коллектив и ветеранов АвтоВАЗа с 50-летней годовщиной выпуска первого автомобиля марки ВАЗ-2101 «Жигули». Телеграмма опубликована на сайте Кремля.
«Поздравляю вас с большим, праздничным событием — 50 лет назад, 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автозавода сошел первый автомобиль легендарной марки «ВАЗ-2101», — написал президент.
Путин указал, что работа сотрудников предприятия стала «мощным импульсом» для развития автомобилестроения в России, а нынешний коллектив АвтоВАЗа продолжает практику внедрения в производство передовых технологий.
«Желаю вам новых достижений и всего наилучшего. И конечно, особые слова благодарности — ветеранам завода», — заключил президент.
АвтоВАЗ впервые создал систему онлайн-заказа автомобилейкак он появился и что выиграл?
Официальная летопись «Лады» ведет отсчет с 19 апреля 1970 года, когда на ВАЗе собрали шесть первых седанов 2101. С тех пор в нашей стране не осталось человека, который бы так или иначе не соприкасался с тольяттинскими машинами (о личных воспоминаниях редакторов Motor1 читайте здесь). Но «копейка», серьезно изменив уклад жизни советских людей, еще и в автоспорте наделала шуму. Причем совершила это внезапно и сразу на международной арене.
Приказ №44, узаконивший создание в Управлении главного конструктора бюро форсированных испытаний автомобилей (сейчас особое подразделение трансформировалось в дочернюю компанию Lada Sport), генеральный директор ВАЗа Виктор Поляков подписал в марте 1971 года. Это был долгожданный ответ на просьбы водителей-испытателей, которым до той поры приходилось отстаивать спортивную честь предприятия на… «Москвичах» и «Запорожцах»!
Спортсменам выделили ВАЗ-2101, собранные частично из итальянских комплектующих. А дальше энтузиазм и жажда скорости заставили дела развиваться стремительно. На зимнем командном чемпионате СССР по ралли в Риге экипажи на «копейках» уступили соперникам на «Волгах» и «Москвичах», заслужив лишь Деревянный кубок за волю к победе. Но полученный опыт команда использовала так умело, что в том же 1971 году на октябрьском международном ралли-марафоне «Тур Европы», организованном немецким автоклубом ADAC, троица «Жигулей» сотворила сенсацию.
На маршрут протяженностью свыше 14 000 км (по 16 странам, включая СССР) отправились гонщики на BMW, Alfa Romeo, «Фордах», «Шкодах», Volvo, «Фольксвагенах», «Опелях», «Лянчах»… Всего 51 автомобиль, из которых Советский Союз представляли восемь машин – пять «Москвичей-412» (АЗЛК и Иж) вышли на старт в классе «1600», а «Жигули» объединение «Автоэкспорт», ведавшее поставками техники за рубеж, заявило в зачете «1300».
На финише – тотальный командный триумф. Высшая награда – Золотой кубок – осталась за «Москвичами», а Серебряный кубок за лучший результат коллектива из трех экипажей отправился в Тольятти. Рекламные брошюры советского «Автоэкспорта» потом гордо сообщали, что впервые в истории престижного «Тура Европы» случилась двойная победа дебютантов. И если «Москвич-412» за год перед новой для себя гонкой прошел проверку убойным марафоном «Лондон-Мехико», то для «Лады» это был вообще первый международный выезд.
Надежность и скорость ВАЗ-2101 стали неприятным сюрпризом для соперников. Достаточно сказать, что экипаж Каститиса Гирдаускаса и Ульдиса Мадревица выиграл марафон в классе «1300» и занял второе место в абсолютном (!) зачете, уступив лишь немцам на Opel Ascona 1.6 SR.
Логично, что к юбилею марки Lada заводская спортивная команда решила возродить автомобиль, с которого все начиналось – раллийную «копейку» с того самого «Тура Европы» (оригинальные «Жигули», увы, не сохранились). К вопросу подошли серьезно – спецам под руководством Владислава Незванкина удалось даже найти небесно-голубой кузов из той самой партии, откуда раллистам выделили машины для доработки под гоночные задачи.
К слову, в то время и в серьезных ралли-марафонах участвовали почти серийные советские машины. Судите сами, вот список основных изменений в «боевой» ВАЗ-2101 к «Туру Европы-1971»:
- Горизонтальные сдвоенные карбюраторы Weber;
- Спортивные амортизаторы Koni;
- Каркас безопасности, гоночные кресла и ремни;
- Дополнительный топливный бак;
- Раллийные покрышки Pirelli;
- Дополнительные фары Cibie;
- Штурманские приборы Halda.
Тем не менее, работа заняла полгода. Требовалось поднять архивы, найти по частным собраниям редкие фотографии, достать исторические компоненты. Но в итоге получилась точная копия ВАЗ-2101 под номером 23 – на этих «Жигулях» в «Туре Европы-1971» экипаж тольяттинца Якова Лукьянова (до 1967 года работавшего на ГАЗе) и Александра Карамышева из Латвии показал девятый результат в абсолюте и третий в классе. Позднее вазовский пилот вспоминал:
«Это были мои первые международные соревнования, и мне здорово повезло, что штурманом со мной шел один из самых опытных гонщиков страны А. Карамышев… В Финляндии мы попали в переделку – пришлось “нырнуть” в кювет, разбили два колеса. Подкатила техничка, сменили колеса – и дальше в путь. Машина – словно и не было ничего. После 10 000 км начались сомнения в надежности, и в порядке перестраховки я решил сменить полуоси заднего моста. Сняли их, а они в отличном состоянии. Когда я, возвратившись, докладывал, что у нас ничего не сломалось, мне с трудом верили: такая трасса – и ничего.»
Карьера ВАЗ-2101 в чемпионате мира по ралли растянулась до 1982 года. К тому моменту на первые «Жигули» вместо родной 1,2-литровой (а затем и 1,3-литровой) «четверки» уже ставили 1,6-литровый мотор от ВАЗ-2106. Причем умелые инженеры научились форсировать его до 150-170 сил.
Реплика, разумеется, полностью работоспособна – хоть завтра на старт, но сейчас на дороги раллийные «Жигули» не пустят – гоночную «копейку» поставили в штаб-квартире АвтоВАЗа, где она будет ожидать окончания карантина. А затем, если все пойдет по плану, мы с легендарным ВАЗ-2101 познакомимся поближе. И это пока секрет, никому не рассказывайте.
50 лет «копейке»: за что мы любим первый массовый советский автомобиль («ТАСС»)
19 апреля, видимо, не очень замеченным пройдет юбилей события, в действительности очень важного для нашей страны. К нему давно готовились причастные, даже, по некоторым сведениям, планировалось присутствие на празднике первого лица. Но эпидемия внесла свои коррективы, и, видимо, торжества если состоятся, то уже осенью. Впрочем, это не преуменьшает значение этого события: по официальной версии, именно 19 апреля 1970 года на Волжском автозаводе были собраны первые шесть автомобилей «ВАЗ-2101». В стране началась эпоха автомобилизации, а у советского человека появилась цель — купить собственный автомобиль «Жигули». Красивый, комфортабельный… Почти что иномарка!
ПОЧЕМУ ВЫБОР ПАЛ НА FIAT
Теперь об этом мало кто помнит, но в 60-х годах прошлого века в СССР попытались провести целый ряд экономических реформ, чтобы вывести страну из застоя; их автором и инициатором был председатель Совета министров Алексей Косыгин. Не все удалось сделать, мешали идеологические рамки, но люди все-таки начали получать за свою работу не мифические «трудодни», а реальные деньги. Которые надо было на что-то тратить, а не складывать в кубышку. А что им могла предложить советская промышленность? Увы, многое было в дефиците. В стране росло количество не обеспеченных товарами денег. И именно в те годы началось массовое производство радиоприемников и стиральных машин, холодильников.
Купить автомобиль было практически невозможно: завод АЗЛК в 1960-е годы выпускал и продавал в стране всего 40–60 тыс. автомобилей «Москвич-408». И еще на Украине собирали около 40 тыс. в год «запорожцев» «ЗАЗ-965». И все. На всю страну. Так родилась идея строительства небывалого по масштабам автомобильного завода, где бы наладили выпуск относительно недорогой, но современной «народной» машины. Автором идеи, говорят, был тот же Косыгин, и его поддержал сам Брежнев.
Массовый автомобиль мог стать тем самым товаром, за который граждане охотно отдали бы свои кровные накопления. Кроме того, современный автомобиль можно было продавать за рубежом, чтобы заработать для страны так необходимую валюту. Конечно же, нужен был мощный рывок, но в стране своих технологий для этого не было.
Поиски партнеров по строительству предприятия вели без лишней огласки. По слухам, к этой деятельности привлекли даже КГБ. В мемуарах бывших сотрудников есть описания тайных встреч с представителями разных автомобильных концернов, но на самом деле они происходили, скорее всего, чтобы убедить основного претендента быть посговорчивее. Ведь выбор был невелик. О сотрудничестве с американскими компаниями не было и речи; по политическим же причинам практически исключались варианты с немецкими Opel и Volkswagen. Были встречи с представителями французских концернов PSA и Renault, но в конце концов лучшие условия предложил итальянский Fiat.
C Италией, страной с традиционно сильным левым движением, у СССР были неплохие отношения, а в середине 1960-х годов страну захлестнула волна всеобщих забастовок. Многомиллиардный контракт с Советским Союзом мог выправить финансовое положение концерна, и он готов был пойти на уступки. Этому способствовали и сливы в западной печати — мол, русские начали переговоры с Renault и т.д., а также, говорят, «правильная» работа наших «сотрудников в штатском» с руководителями итальянских профсоюзов.
В общем, в июле 1966 года ЦК КПСС и советское правительство приняли решение о строительстве нового крупного автомобильного завода, способного ежегодно выпускать по 600–700 тыс. автомобилей. Понятно, что никакого тендера не было: подготовка технического проекта была сразу поручена итальянскому автомобильному концерну Fiat. И уже через несколько дней в Москве глава компании Джанни Аньелли и министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов подписали контракт по созданию автозавода в городе Тольятти с полным производственным циклом.
Кстати, первоначально рассматривалось порядка 20 перспективных промышленных площадок. Учитывались многие факторы: избыток электроэнергии, наличие хороших подъездных путей (желательно, чтобы рядом была река) и мощных строительных организаций в регионе. Говорят, чаша весов почти склонилась в пользу некой площадки на Днепре (влиятельный глава ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий очень на том настаивал!), но в конце концов все-таки решили остановиться на Тольятти. Видимо, сыграло свою роль итальянское название города, которое он получил в 1964 году в честь покойного лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. А был до этого скромный провинциальный Ставрополь-на-Волге. Повезло так повезло!
И уже 3 января 1967 года строительство Волжского автозавода объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи людей, в основном молодежь, отправились в Тольятти. Параллельно со строительством корпусов шел монтаж производственного оборудования — его произвели на 850 отечественных заводах, а также на 900 заводах социалистических стран, Италии, ФРГ, Франции, Англии, США. Подобного масштаба мирового сотрудничества в СССР до того не было.
В Советском Союзе пришлось вводить новые промышленные стандарты, запускать в производство новые, высококачественные материалы, создавать практически с нуля новые отрасли. Ведь до начала 1970-х годов в стране не было собственного массового производства современных пластиков, резинотехнических изделий, шин, смазочных материалов, высокооктанового бензина. Тут, говорят, большую роль сыграли сотрудники ряда секретных НИИ, которые по заданию партии и правительства активно «перенимали» новейшие зарубежные технологии. А еще до того в стране не было развернутой сети АЗС, а о том, что такое автосервис, вообще никто не знал. И сеть современных асфальтовых дорог тоже начала формироваться в это время. Так что эффект, который произвела в экономике скромная «копейка», невозможно переоценить.
ВСЕМИРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ ПО-РУССКИ
В качестве «народного автомобиля» для СССР был выбран итальянский седан Fiat 124-й модели 1966 года в базовой комплектации с 1,2-литровым двигателем. Почему же взяли машину, построенную по заднеприводной схеме, хотя в модельном ряду у итальянцев был уже более современный хетчбэк с передним приводом? Но тогда классическая схема с задним приводом считалась более надежной, не зря же «сто двадцать четвертый» в 1967 году получил почетный титул «Автомобиль года»!
Уже летом 1966 года в СССР привезли несколько этих итальянских автомобилей, которые предназначались для всесторонних испытаний. Их гоняли по всей стране, от Крыма до Воркуты; работы велись и на недостроенном Дмитровском полигоне НАМИ. За четыре года 35 образцов пробежали более 2 млн км!
Но сразу стало понятно — стандартный итальянский автомобиль не выдерживает испытаний обычными российскими дорогами, и в результате в конструкцию итальянские и советские инженеры внесли более 800 принципиальных изменений. Кстати, в Италии итоговая модель получила индекс Fiat-124R (R значит Russia), и она очень заметно отличалась от стандартного «итальянца». Хотя внешне изменения были невелики — у «ВАЗ-2101» иные, массивные клыки бамперов, утопленные ручки дверей и, конечно, разные эмблемы. Но по начинке советский автомобиль был совершенно другим.
Просто «ВАЗ-2101» (и его последующие модификации) были хорошо подготовлены к советским условиям эксплуатации. Для Советского Союза был, по сути, создан новый мотор — того же объема, но с верхним расположением распределительного вала и увеличенным расстоянием между цилиндрами. (Между прочим, это позволило потом двигатель совершенствовать и совершенствовать.)
По настойчивой просьбе советской стороны был добавлен «кривой стартер». Это, кто не помнит, такая железная рукоятка, вращая которую (с помощью грубой мужской силы, естественно), можно было запустить двигатель. Например, при отказе электростартера или аккумулятора. «Родные» задние дисковые тормоза заменили на барабанные как на более стойкие к загрязнению и долговечные. Доработали сцепление и коробку передач. Дорожный просвет увеличили на 30 мм — до 170 мм, а подвеску вообще кардинально переработали и усилили.
Но, как показала практика, все же недостаточно. А что такое «достаточно», если автомобиль порой использовали как грузовик, перегружая его сверх всякой меры? Помню, мои друзья при строительстве дачи возили по не самой хорошей дороге мешки с цементом — по десять штук входило (хотя пришлось снять задний диван). И ничего… Можно сказать, что практически все узлы и агрегаты итальянского автомобиля прошли «акклиматизацию» к долгим русским зимам, местным дорогам и особенностям эксплуатации.
И в результате, по сути, получилась совершенно новая малолитражка, с невиданным в СССР уровнем комфорта, которая с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что двигатель «жигулей» легко и уверенно запускается даже в 20-градусный мороз, а в салоне при этом тепло! Словом, эта машина стала первой «иномаркой», которую мог приобрести за свои кровные рубли простой советский гражданин. Простояв несколько лет в очереди, конечно.
Удивительное дело, но еще за два года до появления первого серийного автомобиля журнал «За рулем» объявил конкурс на лучшее название новой машины. Такого в нашей истории еще не было. В редакцию пришло почти 60 тыс. писем, из которых отобрали примерно 1,5 тыс. вариантов названий. Среди них были как интересные («Фиалка», «Сокол», «Юность», «Мечта» и т.д.), так и безумные. Так как машину должны были выпустить в канун 100-летия Ленина, некоторые предлагали увековечить эту дату в названии: «Ленинец», «ВИЛ», «Юбилей» и «Мемориал».
Но в результате голосования в пятерке лидеров оказались неплохие, звучные названия — «Волжанка», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада». Собственно, по некоторым сведениям, именно «Лада» набрала больше всего голосов, но на имени «Жигули» настоял тогдашний первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС. С таким названием автомобиль и пошел в серию. Но правда все-таки победила! На экспорт машину с таким названием продвинуть не могли: слишком это слово напоминало другое, не очень приличное: «жиголо». И по всему миру «копейка» продавалась как «Лада-1200». А через 20 лет имя «Лада» стали носить все автомобиль Волжского автозавода. А «жигулями» по традиции называют лишь автомобили классического семейства.
ЦИФРЫ ПРО ФАКТЫ
Итак, вернемся к датам. Конечно же, первую партию очень-очень хотели выпустить к юбилею Владимира Ильича, к 22 апреля, — но, увы, не успели. Главный конвейер на тот момент еще не работал, поэтому, по официальной версии, первые шесть автомобилей собрали 19 апреля из итальянских комплектующих на стапелях в одном из цехов. Но доклад в ЦК пошел! А про первые машины известно только, что было два темно-синих кузова и четыре — вишневого цвета. В дальнейшем, говорят, их использовали для отработки технологии сборки.
Реально же конвейер удалось запустить только в конце августа, и только в октябре 1970 года в Москву был отправлен первый эшелон с автомобилями «Жигули». До конца года в Тольятти собрали 21 530 машин.
Потом на базе «ВАЗ-2101» создали универсал «ВАЗ-2102», появились и другие модели, но это уже совсем другая история.
Всего на ВАЗе выпустили 2 млн 700 тыс. «копеек». Но это только модели «ВАЗ-2101». На этой базе уже советские конструкторы и инженеры создали так называемое классическое семейство автомобилей «ВАЗ», которое находилось на конвейере до 17 сентября 2012 года. И за все эти 42 года выпустили 17,3 млн автомобилей классического семейства всех модификаций (с кузовом седан и универсал).
Причем много лет эти машины очень неплохо продавались за рубежом. И не только в социалистических странах, но и по всему миру. В 70–80-е годы прошлого века советская «классика» была частым явлением на дорогах Западной Европы, Канады, Новой Зеландии; машины даже успешно продавали в Латинской Америке. Правда, перед отправлением за рубеж автомобили проходили почти 40 различных дополнительных проверок, что позволяло выявить и устранить все дефекты сборки (мечта советского человека — «жигули» в экспортном исполнении!). И продавались в капиталистических странах наши машины дешевле, чем иностранные аналоги. Но ведь продавались и служили потом своим хозяевам годами.
Но что нам заграница? Главное ведь то, что для практически любого жителя Страны Советов «копейка» стала мечтой, причем мечтой, которую можно было воплотить в жизнь! Не без проблем, понятное дело. И для миллионов «жигули» стали первым автомобилем в жизни, верным другом. У меня было несколько машин «классического» семейства: «копейка», «четверка», «семерка». Первая, хотя и досталась мне десятилетней, не подводила ни разу; последняя, «ВАЗ-2107», «экспортная», была куплена новой, но все время ломалась в самый неподходящий момент. Но я их все равно вспоминаю исключительно с любовью. Потому что это — моя молодость, мечта… Прекрасная, хоть и простая, как «копейка».
История автомобилей ВАЗ
«ВАЗ», «Волжский автомобильный завод» (VAZ), российская компания, специализирующаяся на производстве легковых автомобилей марки «Жигули», «Лада» и «Нива» (повышенной проходимости). Штаб-квартира находится в г. Тольятти (Самарская область).Строительство завода началось в 1967. Совет Министров СССР назначил зам. министра автомобильной промышленности Полякова В.Н. генеральным директором строящегося завода, а главным конструктором ВАЗа В.С.Соловьева. Первая очередь, рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомашин в год, вступила в строй в 1971.
За основу при выпуске малолитражного с пятиместным кузовом «ВАЗ-2101» был взят «ФИАТ-124». Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 60 л. с., максимальная скорость — 140 км/ч. «Жигули» задумывались как народный автомобиль, который при сравнительно невысокой цене мог бы насытить «ненасытный» советский рынок. Но конструкторы и заводские инженеры и механики в дальнейшем столкнулись с массой проблем, которые помешали эффективно решать поставленные задачи. Сразу же пришлось отказаться от мысли о доступности автомобиля для рядового человека. С каждой новой моделью цена на «Жигули» значительно росла. Однако задача насыщения рынка в какой-то степени решалась, поскольку товар «ВАЗа» отнюдь не залеживался (в конце 70-х годов появились «Жигули» с кузовом «универсал»). Кроме того в 1977 появилась новая полноприводная модель «Нива» — ВАЗ-2121.
Тем не менее процесс усовершенствования «Жигулей», а затем в 80-е годы экспортного варианта «Лада» никогда не приостанавливался. За советский период существования был освоен выпуск девяти моделей, среди которых самыми популярными стали, кроме первой, шестая и с ведущими передними колесами девятая модели («шестерка» выпускается до сих пор, ее постепенное замещение «десяткой» началось в 1997).
ВАЗ-2102 — пятидверный классический универсал первого семейства, с задней дверью, открывавшейся вверх, выпускался в 1972-1986 годах. В свое время он заслуженно получил славу «лучшего друга» советского дачника, которая со временем перешла на его преемника в лице ВАЗ-2104.
В 1972 году АвтоВАЗ запустил в производство более мощную версию «Жигулей» — ВАЗ-2103, которая многими воспринималась как совершенно новая, более мощная и комфортабельная модель. Естественно, для абсолютного большинства населения — гораздо более престижная и дорогая. На деле это была лишь модификация «Люкс», полностью соответствующая FIAT 124 Speciale 1968 года, конструкцию которой переработали аналогично тому, как базовый FIAT 124 превратился в ВАЗ-2101. Освоение ее производства предусматривалось соглашением с концерном FIAT несколько позже базовых моделей, а для ее комплектации предусматривался 1,5-литровый двигатель модели 2103 мощностью 77 л.с.
Когда в 1976 году на заводе в Тольятти освоили производство модели ВАЗ-2106, которая была переработана для отечественных условий эксплуатации из RAT 124 Speciale образца 1972 года, никто не мог и предположить, что именно она станет самой популярной и массовой продукцией Волжского автозавода.
Вездеход «Нива» (ВАЗ 2121/2123/21213/2131) произвел сенсацию на мировом рынке в конце 1970-х — начале 1980-х годов. Тогда этот автомобиль испытывал трудности со сбытом на отечественном рынке. И это при вечном дефиците легковых автомобилей в бывшем Союзе. В 1980 автомобилю «ВАЗ-2121» присуждена золотая медаль 53-й Международной ярмарки в Познани.
Как некогда «шестерка»- считалась престижнее, чем ВАЗ-2103, так и ВАЗ-2107(«семерка»), выпускаемая с 1982 года, по сравнению с «пятеркой» была эксклюзивом в себе.
С конца 1984 года пятиместный универсал ВАЗ-2104 классической компоновки, относящийся ко второму поколению «классики», сменил на конвейере универсал «первого» поколения-ВАЗ-2102, но еще год их выпускали вместе.
Представшая публике в конце 1984 года клиновидная «Самара» с трехдверным кузовом хэтчбек стала воистину эпохальным событием не только для Волжского автозавода, но и для отечественных автолюбителей. Модель ВАЗ-2108 Спутник/Lada Samara положила начало массовому выпуску в стране переднеприводных легковых автомобилей.
В 1987 коллектив Волжского автомобильного завода удостоен приза «Золотой Меркурий» за большой вклад в развитие производства и международного сотрудничества. Эта престижная награда присуждена ВАЗу в третий раз.
В отличие от своей соплеменницы «восьмерки» ВАЗ-2109 Спутник/Lada Samara, который начали продавать с 1987 года, рассматривается как более «солидная» машина для семейного человека — сказывается наличие пяти дверей и, как следствие, менее экспрессивный облик. Модель ВАЗ-21099 Спутник/Samara Forma это, в сущности, «девятка» с четырехдверным кузовом седан.
1989 Внешнеторговому объединению «АвтоЛАДА» присужден международный приз совета торговых руководителей «Трейд Лидерз Клаб» за выход на ведущие позиции в торговле и вклад в развитие национальной экономики африканских стран.
После распада Советского Союза АвтоВАЗ, как и все остальные отечественные промышленные гиганты, вступил в полосу полной перестройки своей деятельности. Кризис оказался затяжным, но к середине 90-х годов АвтоВАЗ сумел переломить ситуацию и постепенно стал наращивать производство.
Микролитражная ВАЗ-11113 «Ока» более десятилетия остается самым дешевым отечественным легковым автомобилем. В свое время ее даже прочили на роль -народного автомобиля и определяли местом ее производства гигантский промышленный комплекс в Елабуге, намереваясь покончить с многолетним автомобильный дефицитом. Но мечты и проекты так и ocтались неисполнимыми, а столь досаждавшая АвтоBA3y сборка «Оки» была в середине 1990-х окончательно передана на заводы СеАЗ (который вошел в состав АвтоВАЗа) и КамАЗ.
На Парижском автосалоне в 1994 году впервые было представлено семейство «десятых» автомобилей — ВАЗ-2110. С 1998 года расширяется сборка пятидверных ВАЗ-2111 — первых вазовских переднеприводных универсалов.
В 1995 Собран 16-миллионный автомобиль.
На инвестиционной выставке «Технологии из России», проходившей в Риме в 1996 году, ВАЗ представил роторно-поршневой двигатель для малой авиации. В СКП собран 250-й товарный автомобиль ВАЗ-2110.
В 1997 на автосалоне в Москве состоялась презентация моделей «2120», «2129», длиннобазной «Нивы» — «2329», «2131» и спортивной модели «21107».
В этом же году общее количество произведенных автомобилей составило 730 тыс. В ближайшее время предполагается увеличить их выпуск на 18 тыс. штук.
В 1998 с заводского конвейера сошла новая модель 2111, а автомобили «десятого» семейства начали оснащаться новейшими 16-клапанными двигателями.
В этом же году вышел автомобиль ВАЗ-2120 «Надежда» — полноприводный семиместный «мини-вэн», отличительной особенностью которого является оригинальный кузов со cдвижной задней правой дверью.
В настоящее время мз-за сравнительно невысокого качества «Жигулей» российские рынки захватывают корейские и японские автофирмы. Вследствие этого АвтоВАЗ предпринимает определенные шаги, чтобы противостоять рыночной конъюнктуре. В ближайшей перспективе АвтоВАЗа совместное производство вместе с компанией «Адам Опель АГ» новейшей модели «Опель Астра». В настоящее время ВАЗ выпускает более 50% общего количества легковых российских автомобилей.
В перспективных планах на 2003–2004 гг. предполагается производство нового семейства моделей «Калина» в европейском размерном классе «В». Пока существуют три модели: ВАЗ-1117 (универсал), ВАЗ-1118 (седан) и ВАЗ-1119 (хэтчбек). Предполагается появление и ВАЗ-1120 (УПВ). Так называемая платформа семейства «Калина» унифицирована с «десятым» семейством, а сама машина будет лишь немного короче. Базовым мотором станет модернизированный 1,6-литровый агрегат (на блоке цилиндров мотора ВАЗ-21083).
Интернет сайт : www.vaz.ru
LADA: 50 лет истории — Корпоративная информация — Новости
19 апреля 2020 года исполняется 50 лет со дня выпуска первых автомобилей LADA. В тот день 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода было выпущено шесть седанов ВАЗ-2101 «Жигули»: два синего цвета и четыре вишневого цвета, что символизировало цвета флага РСФСР. С тех пор тольяттинский завод успешно запустил более 50 серийных моделей.Первая LADA — самая массовая модель в СССР и в России
Продажи модели «Жигули» начались в августе 1970 года. ВАЗ-2101 положил начало самому массовому выпуску семейства легковых автомобилей в истории компании и, тем более, в истории российского автомобилестроения. С 1970 по 1988 год было выпущено около 4,8 млн автомобилей ВАЗ-2101 и его модификаций. Помимо ВАЗ-2101, серийно выпускались также следующие модели: LADA 2106 (4,3. M шт.), LADA 2107 (2,8 млн. Шт.), LADA 4×4 (2,5 млн шт.).
Усовершенствование зарубежного прототипа
Первая модель LADA была основана на итальянском седане FIAT-124, получившем в 1967 году в Европе награду «Автомобиль года».Для производства и продажи в Советском Союзе иностранный прототип прошел серию испытаний на дорогах, бездорожье и специальных участках брусчатки. После испытаний в конструкцию лицензионного автомобиля внесено более 800 изменений; большинство из них были направлены на повышение надежности.
Подвеска претерпела следующие доработки: изменение кинематики, усиление большинства деталей, включая подшипники и шаровые опоры. FIAT-124 имел клиренс около 130 мм. В ходе модернизации итальянского шасси передний клиренс был увеличен до 175 мм. В результате доработок автомобиль стал тяжелее на 90 кг, но это компенсировалось увеличением мощности двигателя. ВАЗ-2101 получил новый двигатель с верхним распредвалом и увеличенным межосевым расстоянием между цилиндрами, что позволило в дальнейшем усовершенствовать двигатель и увеличить его объем. Наружный диаметр фрикционных накладок в муфте увеличен с 182 мм до 200 мм. Коробка передач получила синхронизаторы, которые были разработаны для более быстрых спортивных автомобилей Fiat.Кузов стал прочнее, и вместо двух отбойных молотков (по одной с каждой стороны) были введены четыре, чтобы поддомкрачивание было безопаснее.
В бампере, кузове и радиаторе проделаны отверстия под внешнюю ручку стартера. Вместо сигнальной лампы перегрева двигателя использовали итальянцы; Комбинация приборов ВАЗ-2101 была оборудована указателем температуры охлаждающей жидкости.
Некоторые изменения являются внешними и хорошо видны. Воочию убедиться в этом можно в корпоративном музее АВТОВАЗа, где выставлен FIAT-124 — редкий в России автомобиль, переданный в музей из частной коллекции.Его можно сравнить с первым проданным автомобилем ВАЗ-2101, который после 19 лет эксплуатации был доставлен в корпоративный музей.
Время показало, насколько правильными были конструктивные решения, заложенные в ВАЗ-2101. Автомобиль стал достаточно прочным, надежным и комфортным — он был высоко оценен как отечественными потребителями, так и зарубежным рынком, на который машина вышла уже в 1971 году. Первая партия машин была отправлена в Югославию, Бельгию, Голландию и Финляндию. В 1971 году было экспортировано более 57 тысяч автомобилей LADA, что составляло более трети общего годового экспорта автомобилей СССР на тот момент.
Сегодня в России зарегистрировано несколько сотен тысяч седанов ВАЗ-2101. Эти выдающиеся автомобили до сих пор используются по прямому назначению — в качестве транспортного средства, но все чаще они проходят ремонт, чтобы стать предметом коллекционирования.
Русский автомобиль ХХ века
В 2000 году ВАЗ-2101 был признан Русским автомобилем века по результатам опроса, проведенного журналом «За рулем». За первую модель LADA проголосовал каждый четвертый участник опроса, который проводился среди более 80 тысяч человек.
История побед в автоспорте
В 1970 году вместе с выпуском первого автомобиля ВАЗ-2101 было принято решение о создании спортивного подразделения. С первых же лет выпуска ВАЗ-2101 стал побеждать во всех видах автомобильных гонок, открыв новую страницу в истории автоспорта в СССР. В 1971 году команда на ВАЗ-2101 впервые участвовала в ралли Tour of Europe, которое проходило в 14 странах, и выиграла Серебряный кубок, а через два года сразу два — и Золотой кубок, и Серебряный кубок.Параллельно коллектив завода завоевал главные награды соревнований, проводимых на территории Советского Союза. Пилоты на ВАЗ-2101 соревновались как с отечественными автомобилями других марок, так и в моноклассе, созданном специально для «Жигулей». Спортсмены на ВАЗ-2101 участвовали в международных гонках, а также в советских кольцевых гонках и автокроссе до середины 80-х годов. История спортивных побед LADA продолжается: команда компании использует специально настроенные автомобили LADA Granta и LADA Vesta для участия в российских раллийных гонках и кольцевых гонках.Только в 2019 году пилоты команды LADA Sport ROSNEFT более 100 раз поднимались на подиумы-победители.
Новая LADA: наследница традиций
Появление ВАЗ-2101 сформировало основные правила создания автомобилей, которые реализованы и в современных моделях LADA. Эти правила — оригинальный и яркий стиль, надежность, лучшее качество и оснащенность по доступной цене. ВАЗ-2101 был не только многочисленным, но и действительно продвинутым автомобилем своего времени. Современные модели LADA продолжают эту традицию.
LADA была и остается самым массовым автомобильным брендом в России. Доля рынка марки составляет более 20%, а парк автомобилей LADA составляет 30% от российского автопарка. Лидерами российского рынка являются модели LADA Granta и LADA Vesta.
Сейчас модельный ряд LADA представлен 5 семействами: Vesta, XRAY, Granta, Largus, 4×4. LADA предлагает своим покупателям широчайший выбор модификаций моделей: более двух десятков серийных автомобилей — седаны, хэтчбеки, универсалы, кроссоверы; а также ряд специальных версий — микроавтобусы, пикапы с открытой и закрытой кабиной, бронированные автомобили с расчетом наличными, вездеходы, социальные такси, машины скорой помощи, кинологи или машины спасательных служб.
Сегодня АВТОВАЗ входит в Группу Renault, одного из лидеров мирового автомобилестроения. Технологии производства, системы контроля и оценки качества продукции компании соответствуют последним международным стандартам и постоянно развиваются.
Вот каково это владеть
Представьте себе стоянку на техническом предприятии General Motors. Помните, что каждый человек в этом кампусе получает как скидку для сотрудников, так и, что не менее важно, доступ к парковочным местам только для продуктов GM. Если вы игрок, можно с уверенностью поспорить, что Билл Трейб, инженер трансмиссии, будет владеть чем-то разумным — ну, знаете, Cadillac CTS-V или Corvette ZR1, — но вы проиграете.
Нет, Treib в поисках новой машины пошел не по марке, и нет, мы не говорим о Ford. Черт, он даже не искал Альфу или Порше.
Он купил Lada 2101. 1976 года.
Для Трейба это не так уж и странно, как кажется; у него также есть Trabant 601.
1988 года. «Я хотел испытать, каково это — продвигаться вверх по социальной лестнице пролетариата», — говорит он.«Lada — роскошный автомобиль по сравнению с Trabant».
Как именно Трейб погрузился в автомобильный мир Восточного блока?
«Я всегда водил только машины американского производства и всегда думал, что люди, владеющие иномарками, чудаки», — говорит он.
«После 30 лет езды только на американских автомобилях, он наконец начал устаревать. Вы можете только посмотреть на столько Камаро 1969 года, прежде чем начнете зевать.
«Затем, во время отпуска в Берлине, я арендовал Trabant на два часа и заплатил 80 евро за поездку.Я развлекался, катаясь по Берлину в этой модернизированной тележке для гольфа. И тогда я решил, что хочу купить его и принести домой. Для знатока, не связанного с автомобилем, я бы описал это как есть только американский сыр всю свою жизнь. А потом впервые попробуете небольшой кусочек французского сыра. И понимая, что в мире много разных сыров, а жизнь слишком коротка ».
Если эта советская машина застала вас врасплох, то Lada — это российская версия Fiat 124.Волжский автомобильный завод, он же ВАЗ (ныне АвтоВАЗ), лицензировал и модернизировал Fiat, сделав его достаточно крепким, чтобы справиться с зачастую коварными дорожными условиями за железным занавесом. На экспортных рынках он был назван Lada, а на внутреннем рынке продавался под знаком «Жигули».
Ближе к концу 2017 года Трейб начал работать над поиском своей мечты 2101, делая именно то, что делал вы: он прыгнул в Интернет. Ладно, значит, он не совсем использовал Craigslist, и машина была не совсем скоро.Но воспользовавшись эквивалентом евро на Craigslist, он нашел эту машину в Ростоке, Германия.
Вот так, Треиб сел в самолет, а затем сел на поезд, чтобы встретиться с продавцом, который встретил его на вокзале с машиной. После некоторого творческого использования банкоматов деньги обменялись руками, и все, что стояло между владением Treib и винтажной Lada, было бумажной волокитой.
По словам Треиба, купить машину в Германии иностранцу несложно. «Я приходил и уходил примерно через 45 минут», — говорит он, отмечая, что получил все необходимые документы и временную регистрацию без проблем.Попробуйте сделать это в Мичигане.
Прежде чем бросить его в порту, Трейб взял «Ладу» в небольшое путешествие. Он колесил по Германии, поражая такие места, как Гамбург, и попадая в метель в процессе. Сильнее всего шторм ударил, когда он ехал по автобану, но Lada, не привыкшая к ненастной погоде, справилась сама.
Lada 2101 Билла Трейба 1976 года — лучший сувенир из отпуска в Германии.Стивен Фам
После своего немецкого приключения он нанял специалиста для управления юридической стороной ввоза автомобиля из-за границы. Автомобиль был отправлен в Балтимор; оттуда Трейб решил, что его доставят на подъездную дорожку.
Когда машина стояла у него дома, Трейб действительно окопался — и обнаружил, что оригинальный двигатель был заменен на обновленный ВАЗ-21011, то есть более крупный 1,3-литровый рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель стоит на месте оригинала. 1,2 литра. У большего мотора все еще есть возможности для ручного запуска; Это то, о чем вы, возможно, не думаете в США, но инженеры учитывали сибирскую зиму при разработке трансмиссии.
Поиск поставщика запчастей в Америке может показаться препятствием, и в некоторой степени это так. К счастью, Трейб утверждает, что получить запчасти из Европы совсем несложно. Доставка запчастей может занять несколько дней, но, как ни странно, нормальный срок доставки обычно составляет менее недели, и, по его словам, доступность запчастей примерно такая же, как у нового автомобиля. Они построили много таких, и многие детали были перенесены на последующие модели. Последний заказ: карбюратор. Не комплект для восстановления или запасной части, а новый и готовый карбюратор для этого 1.3-х литровый мотор.
Кузов Lada также получил хороший осмотр от Treib, получив свежий слой безопасного апельсина Rust-Oleum. Обычно для снятия предыдущей покраски с автомобиля используются агрессивные химикаты или ведра пыли, но тот, кто нанес последний лак на эту «Ладу», не справился с задачей. Краска удалилась быстрой протиркой ацетоном. Трейб снял вещь перед тем, как нанести краску. Трейб сказал, что этот цвет удивительно близок к тому же оттенку оранжевого, который он удалил.
Lada 2101 Билла Трейба 1976 года — лучший сувенир из отпуска в Германии.Стивен Фам
Как инженер, Трейб заметил на Ладе интересные дизайнерские решения. Возьмем задние тормозные барабаны, алюминиевые вместо традиционных железных; для поверхности трения используется железный вкладыш. Они странно похожи на популярные алюминиевые барабаны Buick, которые использовались с 1957 по 1970 год.
Чтобы выжать больше мощности из стареющей советской машины, Treib установил трубчатые выпускные коллекторы и планирует установить новый дистрибьютор с более современным бесконтактным зажиганием. архаичный прерыватель наводит зажигание на полку.«Это дешевле, чем выполнять настройку со старыми точками зажигания», — говорит он. Эти обновления не сделают Lada Треиба самым быстрым автомобилем в Мичигане, но должны сделать его более мощным и надежным, чем штатный.
«Я еще не пробовал его максимальную скорость, — говорит Трейб, — потому что шины на нем до сих пор говорят« Сделано в Югославии ». Я немного опасаюсь проверять это». Если не считать скорости, Treib получает удовольствие от простого вождения и обслуживания Lada. Его дневная работа включает в себя работу над новой волной высокотехнологичных автомобилей; Забота об автомобиле, который все еще можно заводить вручную, для него очень полезно.
Treib предлагает мудрые слова потенциальным владельцам Lada: «Я не хочу, чтобы кучка людей покупала одну из этих машин у американского импортера. Вы увидите их в продаже по цене от 10 до 15 тысяч долларов, и я не тратил их, включая поездку в Германию, неделю в Германии и доставку машины домой. Не покупайте у первого импортера, у которого он есть. Они легко доступны в Европе ». Итак, спланируйте настоящее приключение вокруг того, что уже является альтернативной покупкой.
И если вам довелось проезжать через Мичиган на своей новенькой 2101, следите за Трейбом — по крайней мере, когда соляные грузовики не покрывают дороги коррозийными веществами.Несмотря на то, что эта вещь была сконструирована, чтобы выжить на коварных дорогах Сибири, даже автомобили Восточного блока не застрахованы от зимы Среднего Запада.
Эта статья впервые появилась в номере Autoweek от 25 февраля. Подпишитесь здесь.
Этот контент создается и поддерживается третьей стороной и импортируется на эту страницу, чтобы помочь пользователям указать свои адреса электронной почты. Вы можете найти больше информации об этом и подобном контенте на пианино.io
Lada Riva, наконец, больше не существует
Lada Riva печально известна своим российским наследием и статусом Top Gear Джереми Кларксона, ведущего ведущего автомобиля, «худшего автомобиля в мире». Но Lada заботится о том, чтобы Riva больше не появлялась: производство почтенного седана — возможно, родственного российскому Ford Crown Victoria — наконец прекратилось в понедельник.
В зависимости от того, как вы на это смотрите, Riva производилась 30, 42 или 46 лет: Riva начала производство в 1982 году, но в значительной степени основана на позднем ВАЗ-2101 1970 года выпуска.ВАЗ, в свою очередь, во многом основан на седане Fiat 124, производство которого началось в 1966 году. Не менее сложно выяснить, как именно был назван автомобиль: за время своего существования автомобиль имел много разных имен. Внутри страны он назывался ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107, в зависимости от комплектации, а 2107 назывался «семёрка», или семёрка , на русском языке. 2105 также породила версию универсал, получившую название ВАЗ-2104, производство которой также будет снято с производства к концу года.
Неудивительно, что этот шаг происходит: в то время как Ladas пользовались скромным успехом как в Европе, так и в Советском Союзе во время своего расцвета, автомобиль был снят с европейских рынков в конце 1990-х годов из-за проблем с безопасностью и выбросами, а сегодня Покупатели Lada предпочитают более новые модели, такие как Granta, модель, разработанная совместно с Renault.
Granta будет построена на линии Ижевск, Россия, по которой была построена Riva, уже в августе этого года. Автомобиль имеет мощность от 80 до 98 лошадиных сил, в зависимости от уровня отделки салона, и одну или две передние подушки безопасности.Водители, разочарованные устаревшей природой Riva, также отмечают, что топовая модель Granta Lux имеет передние сиденья с подогревом, электрические стеклоподъемники, кондиционер и проигрыватель компакт-дисков.
Если и есть какое-то утешение для традиционалистов Lada, так это то, что Lada Niva, сырой 40-летний компактный внедорожник, остается в производстве.
Посмотреть все 10 фотоВАЗ-2101 «Жигули» 1970 года — музейный экспонат
Это один из первых автомобилей серийной сборки, который был собран летом 1970 года. Он стал первым автомобилем, проданным через торговую сеть в августе. , 1970.Владельцем машины был тот же самый, который за 19 лет эксплуатации подарил эту машину АВТОВАЗу. Завод подарил автоэнтузиасту новую машину.ВАЗ-2101 (кличка Копейка, мелкая монета, копейка) — компактный седан (малый класс, легковой автомобиль, модель 1 по советской классификации) производства АвтоВАЗа и представленный в 1970 году, первый продукт компании. Версия универсал была известна как ВАЗ-2102. 2101 — это модернизированная версия Fiat 124, разработанная для стран Восточного блока, но широко экспортировалась на Запад как бюджетный автомобиль без излишеств.Хотя модернизированные версии ВАЗ-2105, 2104 и 2107 в значительной степени заменили его на Западе в начале 1980-х годов, он все еще производился для внутреннего рынка вплоть до 1988 года. Известные как Жигули (из-за холмов, найденных рядом с заводом) в Советский Союз, основные различия между ВАЗ-2101 и Fiat 124 заключаются в использовании более толстой стали для каркаса кузова, двигателе с верхним распределительным валом (вместо оригинального блока Fiat OHV) и использовании алюминиевых барабанных тормозов на задние колеса вместо дисковых тормозов.Ранние версии автомобиля имели пусковую рукоятку для ручного запуска двигателя в случае разряда аккумулятора в условиях сибирской зимы и вспомогательный топливный насос.
АвтоВАЗу запретили продавать автомобиль на конкурирующих рынках наряду с Fiat 124; однако экспорт в Западную Европу начался в 1974 году, когда производство модели 124 было прекращено в пользу более новой модели Fiat 131 Mirafiori. 2101 продавался на экспортных рынках как Lada 1200, Lada 1300 и Lada 1200S до 1989 года; он продавался в Соединенном Королевстве с мая 1974 года до появления Riva в 1983 году.Это была первая Lada, проданная в Великобритании.
ВАЗ-2101 (1970–1982) — первый вариант оснащался двигателем объемом 1198 куб. См (73,1 куб. Дюйма) (конструкция с верхним расположением клапанов Fiat, никогда не использовалась в Fiat) мощностью 62 л.с. (46 кВт; 63 л.с.), предлагая Максимальная скорость 87 миль / ч (140 км / ч) и 0–100 км / ч (0–62 миль / ч) примерно за 23 секунды. По сравнению с Fiat 124, всего было сделано 800 модификаций, включая задние тормоза (диски на барабаны), подвеску (увеличенный клиренс, карбюратор и некоторые другие детали для соответствия широкому диапазону климатических условий России). как более толстая сталь (поэтому 2101 весил 945 кг (2083 фунта), Fiat на 90 кг (200 фунтов) меньше).Все эти модели имели мягкую подвеску, адаптированную к местным дорогам, обеспечивающую очень комфортную езду даже по жестким гравийным дорогам.
Модель 2101 (и ее первые модификации) открыла новую эру в российском автомобилестроении. К сожалению, тольяттинский завод не мог удовлетворить потребительский спрос, и людям приходилось годами ждать, чтобы получить возможность купить машину. Экспорт начался 21 февраля 1971 года в Югославию, 30 июля было отправлено 32 автомобиля в Финляндию, Голландию и Бельгию. Производство всегда отставало от спроса, и цены росли, но к 1980 году ожидание нового 2101 сократилось до года.Версия универсал 2102 была запущена в производство 27 апреля 1972 года. Продажи на Кубу начались в 1971 году (и до 2006 года Рауль Кастро ездил на работу в собственном седане) и в Канаду в 1978 году, но ни одна из них не была экспортирована в США. Ангола получила первую тысячу ладов. в 1977 году, со временем став крупным покупателем.
Топ-5 интересных фактов о ВАЗ-2101 раскрыл «АвтоВАЗ»
Российский автогигант вспомнил о приближающемся юбилее ВАЗ-2101, поделившись архивными фотографиями и любопытными фактами о легендарной модели.
Если бы не пандемия коронавируса, АвтоВАЗ проводил бы 19 апреля массовые мероприятия как в Тольятти, так и в других городах России, ведь ВАЗ-2101 — первая модель, выпущенная на Волжском автозаводе. Однако в нынешних условиях компании придется довольствоваться скромным торжеством.
В честь того, что Копейке скоро исполнится 50 лет, составлен ТОП-5 самых интересных фактов, выявленных АвтоВАЗом. Кроме того, компания опубликовала архивные фотографии и интервью с ветеранами, стоявшими в авангарде современного бренда LADA.
Рейтинг открывает факт, который может быть известен опытным автомобилистам, но вряд ли молодые водители знают, что ВАЗ-2101 называли «копейкой» только в 90-е годы. До этого более популярным было название «Жигули», выбранное голосованием в честь горной системы под Тольятти.
Надежность «единицы» не вызывает сомнений. Это подтверждается и тем, что на LADA 2101 1975 года они успешно совершили кругосветное путешествие.Весной 2017 года чешские жители Филип Фогель и Петер Явурек покинули город Честице и за 10 месяцев преодолели 50 000 км. Сегодня этот автомобиль хранится в музее АвтоВАЗа.
Еще одним свидетельством «несокрушимости» ВАЗ-2101 является цифра, рассчитанная агентством «АВТОСТАТ» — 400 тысяч. Именно столько «единиц» еще зарегистрировано в Российской Федерации.
«Лада» добились признания в автоспорте. В феврале 1971 года три экипажа ВАЗ-2101 выступили на чемпионате СССР по ралли. Первое испытание спорткара принесло команде приз «За волю к победе».
Также «Жигули» стоят у истоков фирменного автосервиса. До производства этой машины в СССР такой системы не было. Волжский автомобильный завод первым начал заниматься производством, продажей и обслуживанием автомобилей.
.
Некогда популярная «Лада» теперь редкость, но может стать автомобильной классикой | Independent
Еще в 1990-х, в те дни, когда Англия не смогла даже пройти квалификацию на чемпионат мира (сейчас это кажется абсурдным), было зарегистрировано около 130 000 построенных в России «Лад» для езды по британским дорогам.Сегодня их число сократилось на 99,9%, до 179. В период с 1994 по 2005 год — чуть более 10 лет — число лицензированных «Лад» упало с более 134 000 до менее 3 000, что является колоссальным падением. Спад продолжался, поэтому сейчас они редкость, но есть признаки умеренного возрождения.
Автомобиль Lada был впервые построен в Советском Союзе в 1970 году российским автомобильным гигантом АвтоВАЗ. Он породил тысячу детских шуток, но в итоге был продан более 20 миллионов по всему миру. ВАЗ-2101 был создан по образцу седана Fiat 124 1966 года и, несмотря на свой квадратный вид и часто тусклые цвета, оказался чрезвычайно популярным.Почти две трети «Лад» были проданы за пределами России, причем в период с 1977 по 1997 год в Великобритании было продано более 300 000 единиц.
Итак, куда они все делись? Хотя Lada все еще достаточно распространена в России, сейчас она в значительной степени вымерла на британских дорогах. Продажи упали в Великобритании, когда ужесточение стандартов выбросов углерода означало, что многие Ladas не соответствовали более строгим экологическим требованиям.
Но заявления о том, что «Лада пуста», могут быть немного преждевременными, поскольку этот кусок автомобильной истории теперь приобрел статус классического автомобиля.И впервые с момента пика его популярности в 1990-х годах количество лицензированных Ladas на дорогах Великобритании фактически начало расти, хотя и с очень низкой базы.
В начале 2017 года количество лицензированных Ladas на дорогах Великобритании составляло 165. К началу 2018 года это число увеличилось до 179. А с 679 Ladas, зарегистрированными как «внедорожные», похоже, по крайней мере, некоторые Владельцы Lada хранят свои все более культовые модели под замком, надеясь увидеть бум ценностей, как это произошло со многими другими классическими моторами 1970-х, 1980-х и 1990-х годов.
Алекс Баттл, директор сайта сравнения покупок автомобилей motorway.co.uk, комментирует: «Лада не совсем пустая, но сейчас, когда по дорогам Великобритании могут ездить менее 200 человек, она стала серьезной редкостью. И сейчас, когда весь мир смотрит на Россию, пришло ли время Lada? Ностальгия по Ладам растет, а дефицит поднимет цены. Опытным покупателям классических автомобилей стоит подумать о том, чтобы купить такой, пока они еще могут.
Информационный бюллетень INDY / LIFE
Вдохновляйтесь последними тенденциями образа жизни каждую неделю
Информационный бюллетень INDY / LIFE
Вдохновляйтесь последними тенденциями образа жизни каждую неделю
(FSO
(FSO) Если
Лада не настолько мрачная, чтобы вызвать у вас любопытство, тогда, возможно, может Лада с польским акцентом — Polski Fiat 125P, также известный как FSO. Как и Lada Riva, он был основан на устаревшей конструкции 1960-х годов, в данном случае на Fiat 125. На шахте, построенной Фабрикой Самоходов Особович (FSO), был довольно обширный набор инструментов и красивые чехлы на сиденья из искусственной овчины. Это было ужасно. Позже на свет появился неуклюжий переделанный хэтчбек под названием Polonez. Возможно, они заслуживают того, чтобы их забыли.
ВАЗ 2101 | hobbyDB
ВАЗ-2101, прозванный в народе «Жигули» и «Копейка» (самая маленькая монета в копейке), представляет собой компактный седан (малый класс, легковой автомобиль, модель 1 по советской классификации), выпускаемый советским производителем АвтоВАЗ и представила в 1970 году первый продукт компании.Версия универсал была известна как ВАЗ-2102. 2101 — это модернизированная версия Fiat 124 , произведенная по лицензии Fiat и предназначенная для стран Восточного блока, но широко экспортировавшаяся на Запад как автомобиль эконом-класса. Хотя обновленные и модернизированные версии ВАЗ-2105, 2104 и 2107 в значительной степени заменили его на Западе в начале 1980-х годов, он все еще производился для внутреннего рынка вплоть до 1988 года. Известный как Жигули (по холмам, найденным рядом с заводом) В Советском Союзе основные различия между ВАЗ-2101 и Fiat 124 заключаются в использовании более толстой стали для кузова, барабанных тормозов на задних колесах вместо дисковых тормозов и индивидуального двигателя.Ранние версии автомобиля имели пусковую рукоятку для ручного запуска двигателя в случае разряда аккумулятора в условиях сибирской зимы и вспомогательный топливный насос.
См. Ниже дополнительные имена продавался как
БольшеВАЗ-2101, прозванный в народе «Жигули» и «Копейка» (самая маленькая монета в копейке), представляет собой компактный седан (малый класс, легковой автомобиль, модель 1 по советской классификации), выпускаемый советским производителем АвтоВАЗ и представила в 1970 году первый продукт компании. Версия универсал была известна как ВАЗ-2102. 2101 — это модернизированная версия Fiat 124 , произведенная по лицензии Fiat и предназначенная для стран Восточного блока, но широко экспортировавшаяся на Запад как автомобиль эконом-класса. Хотя обновленные и модернизированные версии ВАЗ-2105, 2104 и 2107 в значительной степени заменили его на Западе в начале 1980-х годов, он все еще производился для внутреннего рынка вплоть до 1988 года. В Советском Союзе основные различия между ВАЗ-2101 и Fiat 124 заключаются в использовании более толстой стали для кузова, барабанных тормозов на задних колесах вместо дисковых тормозов и индивидуального двигателя.Ранние версии автомобиля имели пусковую рукоятку для ручного запуска двигателя в случае разряда аккумулятора в условиях сибирской зимы и вспомогательный топливный насос.
См. Ниже дополнительные имена продавался как
- Лада 1200 / 1200S
- Лада 1300
- ВАЗ-2102