Лада х рей тех характеристика: LADA XRAY – Технические характеристики – Официальный сайт LADA

Содержание

LADA XRAY – Технические характеристики – Официальный сайт LADA

  • Кузов
  • Колесная формула / ведущие колеса

  • Расположение двигателя

  • Тип кузова / количество дверей

  • Количество мест

  • Длина / ширина / высота, мм

  • База, мм

  • Колея передних / задних колес, мм

  • Дорожный просвет, мм

  • Объем багажного отделения в пассажирском / грузовом…

  • Двигатель
  • Код двигателя

  • Тип двигателя

  • Система питания

  • Количество, расположение цилиндров

  • Рабочий объем, куб. см

  • Максимальная мощность, кВт (л.с.) / об. мин.

  • Максимальный крутящий момент, Нм / об. мин.

  • Рекомендуемое топливо

  • Динамические характеристики
  • Максимальная скорость, км/ч

  • Время разгона 0-100 км/ч, с

  • Расход топлива
  • Городской цикл, л/100 км

  • Загородный цикл, л/100 км

  • Смешанный цикл, л/100 км

  • Масса
  • Снаряженная масса, кг

  • Технически допустимая максимальная масса, кг

  • Максимальная масса прицепа без тормозной системы /…

  • Объем топливного бака, л

  • Трансмиссия
  • Тип трансмиссии

  • Передаточное число главной передачи

  • Подвеска
  • Передняя

  • Задняя

  • Рулевое управление
  • Рулевой механизм

  • Шины
  • Размерность

  • Технические характеристики Лада Х-Рей — расход топлива, размеры кузова, двигатели

    Автоблог avtonam.ru Контакты Menu Menu
    • Главная
    • Обзоры авто
        • audiAudi
        • bmw
          BMW
        • cadillacCadillac
        • chevroletChevrolet
        • citroenCitroen
        • fordFord
        • geelyGeely
        • hondaHonda
        • hyundai
          Hyundai
        • infinitiInfiniti
        • jaguarJaguar
        • kiaKia
        • ladaLada
        • land-roverLand Rover
        • lexusLexus
        • mazdaMazda
        • mercedesMercedes
        • mitsubishiMitsubishi

    LADA XRAY Cross – Технические характеристики – Официальный сайт LADA

  • Кузов
  • Колесная формула / ведущие колеса

  • Расположение двигателя

  • Тип кузова / количество дверей

  • Количество мест

  • Длина / ширина (по зеркалам) / высота по антенне, мм

  • База, мм

  • Колея передних / задних колес, мм

  • Дорожный просвет, мм

  • Объем багажного отделения в пассажирском / грузовом…

  • Двигатель
  • Код двигателя

  • Тип двигателя

  • Система питания

  • Количество, расположение цилиндров

  • Рабочий объем, куб. см

  • Максимальная мощность, кВт (л.с.) / об. мин.

  • Максимальный крутящий момент, Нм / об. мин.

  • Рекомендуемое топливо

  • Динамические характеристики
  • Максимальная скорость, км/ч

  • Время разгона 0-100 км/ч, с

  • Расход топлива
  • Городской цикл, л/100 км

  • Загородный цикл, л/100 км

  • Смешанный цикл, л/100 км

  • Масса
  • Снаряженная масса, кг

  • Технически допустимая максимальная масса, кг

  • Максимальная масса прицепа без тормозной системы /…

  • Объем топливного бака, л

  • Трансмиссия
  • Тип трансмиссии

  • Передаточное число главной передачи

  • Подвеска
  • Передняя

  • Задняя

  • Рулевое управление
  • Рулевой механизм

  • Шины
  • Размерность

  • Обзор Лада Х-Рей 2020

    Приподнятый хэтчбэк повышенной проходимости Lada Xray, который на «АвтоВАЗе» рекламы ради окрестили кроссовером, многие называют самой качественной моделью отечественного производителя, и для этого действительно есть основания. Во-первых, имеет место быть обилие импортных деталей высокого качества, а во-вторых, данный автомобиль располагает приличным клиренсом и фирменным 1,8-литровым движком с отдачей в 122 л.с. Очень неплохо, а добавь сюда «АвтоВАЗ» полный привод, цены бы машине не было! Заслуживает ли внимания новый вазовский псевдокроссовер, не имеющий перспективы получить привод на все колеса? Сейчас узнаем!

    Дизайн

    Характерная черта Xray, которая должна перейти к остальным будущим новинкам Lada — X-образная лицевая часть кузова, разработанная бывшим дизайнером Mercedes-Benz и Volvo Стивом Маттином (ряд автомобильных экспертов полагает, что она позаимствована у Mitsubishi). Спереди хэтчбэк украшает новейшая головная оптика со светодиодными ДХО, более крупная, по сравнению с фарами Lada Vesta, а сбоку наблюдается выштамповка, выполненная в форме буквы «X». Отличить Xray от его французского «собрата» по платформе Renault Sandero можно по отсутствию слишком плоских деталей кузова, высоко расположенной линии остекления и покатой крыше, а также по более вместительному багажному отсеку с электрокнопкой открывания, огромному лючку бензобака и наличию третьего стекла с тонировкой в топовой комплектации. На далеко не выдающихся размеров «корме» видны недостаточно широко отставленные друг от друга буквы L A D A (у Vesta расстояние между буквами явно больше) и задние фонари с довольно спорным дизайном. Что касается колесных дисков, то в «базе» они 16-дюймовые, а за доплату предлагаются 17-дюймовые. Габариты в целом невнушительные, и впечатление городского кроссовера машина, увы, не создает — для этого она маловата и узка. Впрочем, по работе подвески и по ощущениям за рулем Xray все-таки немного напоминает «паркетник», причем даже конкретный — Opel Mokka.

    Конструкция

    Если для нашумевшей четырехдверки Vesta на «АвтоВАЗе» подсуетились и разработали оригинальную конструкцию, то ради Xray так не старались и «одолжили» платформу B0 у партнерского Renault Sandero. Еще перед стартом продаж хэтчбэка гуляли слухи о том, что «французу» придется поделиться не только шасси, но и кузовом, однако корпус у вазовской новинки все же свой собственный, а платформа усовершенствованная — специально для условий нашей страны.

    Адаптация к российским условиям

    Уже после первой поездки на Xray убеждаешься, что это не что иное, как маленькая рабочая лошадка, которая однозначно выигрывает по цене у «соплатформенника» Sandero и не боится наших убитых дорог, даже несмотря на отсутствие полного привода. К сожалению, появления полноприводной трансмиссии не предвидится, поскольку для ее внедрения в «тележку» B0 производитель был бы вынужден целиком переделать заднюю подвеску, как в случае с Duster, так как упругая балка, редуктор и карданный вал плохо сочетаются, а это чревато большими затратами для автозавода. Заявленный дорожный просвет — 195 мм, но по факту он составляет примерно 185 мм, что, в принципе, вполне нормально для эксплуатации в сложных российских условиях. Также не может не радовать, что днище у автомобиля ровное — не видно выступающих трубок-глушителей, моторный отсек надежно защищен железом, а пороги расположены на оптимальной высоте, благодаря чему кузов не так уж просто повредить на дачной грунтовке или заснеженной дороге.

    Комфорт

    Двери машины довольно широко открываются, за счет чего обеспечивается удобная посадка в салон. На втором ряду тесновато, зато сам по себе задний диван очень комфортабельный. Спереди посвободнее, позаимствованные у Renault кресла первого ряда отличаются качественной отделкой, коротковатой седушкой и наличием функции подогрева. Место водителя по большей части грамотно организовано, вот только у стекла водительской двери нет автоматического открывания ни в одной из комплектаций. Салон полностью отделан добротным пластиком и оформлен в темных и светлых тонах. Из пластика выполнен и руль, а передняя панель со стильными дефлекторами воздуховодов изготовлена по бесшовной технологии. У дверей Xray более дорогие ручки, чем у Renault Sandero, а на их внутренней стороне прослеживается продолжение X-темы, как и на сиденьях. Новый рычаг переключения роботизированной коробки передач радует глаз хромированной отделкой (у модификаций с пятиступенчатым «роботом» АМТ). У приборной панели Xray колодцы такие же, как у Sandero, а графика и шрифты — вазовские. Мультимедийный комплекс с сенсорным дисплеем и задним видеообзором не бликует и гарантирует отличное качество изображения — на уровне Volkswagen и Nissan. Примечательно, что звук у этой «мультимедийки» на порядок лучше, чем у Vesta. В начальной комплектации предусмотрен обычный кондиционер, а в топовой — автоматический климат-контроль, более эффективный, чем климатическая установка Vesta. Кроме того, в салоне есть охлаждаемый перчаточный ящик, узковатые подстаканники, очечник и кнопка экстренного оповещения «Эра-Глонасс» на потолке.

    Безопасность

    В базовом исполнении ожидают всего две подушки безопасности — водительская и передняя пассажирская с функцией отключения, а также два задних подголовника (у дорогих версий их три) и набор электронных ассистентов, в числе которых:

    Мультимедиа

    Базовый Xray оснащается аудиосистемой формата 2DIN с радио (FM/AM с функцией RDS), CD-проигрывателем, четырьмя колонками, AUX- и USB-входом для подключения мобильных устройств, Bluetooth и Handsfree. А вот топовые версии имеют в распоряжении мультимедийный комплекс с семидюймовым цветным тачскрином, шестью динамиками и навигацией. Благодаря данному комплексу можно просматривать изображение с камеры заднего вида, слушать любимую музыку и разговаривать по телефону, не отвлекаясь от вождения. В целом это абсолютно современная информационно-развлекательная система с интуитивно понятным интерфейсом и вполне симпатичной графикой.

    Лада Х-Рей Технические характеристики

    В гамму двигателей хэтчбэка входят вазовские бензиновые «четверки» с впрыском топлива с электронным управлением. Речь идет о знакомом 1,6-литровом движке, выдающем 106 л.с. и 148 Нм пикового момента, и о совершенно новом 1,8-литровом агрегате, который развивает 122 л.с. и 170 Нм, спокойно относится к 92-му бензину и в реальности потребляет 8-8,2 л. топлива на 100 километров пути, тогда как его паспортный расход составляет в среднем 6,8 л/100 км. Оба мотора сочетаются с пятиступенчатой МКПП, однако 122-сильный двигатель может работать в паре и с 5-скоростным «роботом» АМТ с одним сцеплением, пришедшим на смену гидротрансформаторной коробке. Самая мощная модификация с роботизированной трансмиссией ускоряется до 100 км/час за 10,9 сек., а ее предельная скорость равна 186 км/час, что является хорошим показателем для модели данного класса.

    Технические характеристики Лада х Рей

    Новинка АвтоВАЗа пришлась по вкусу на российском авторынке. Она достаточно быстро стала одним из самых популярных автомобилей отечественного рынка в 2016 году засчет своей относительно недорогой цены.

    Компактный кроссовер или высокий хэтчбек лада х Рей имеет технические характеристики присущие современным иномаркам. Однако статус полноценного внедорожника мешает получить отсутствие полного привода. По своим характеристикам автомобиль скорее относятся к высокому хэтчбеку, поскольку обладает лишь передним приводом.

    Технические характеристики лады Xray

    Автоваз представил множество комплектаций, которые отличаются по техническим характеристикам. Основу составляют следующие особенности:

    • Все модели оснащены бензиновыми двигателями разной мощности.
    • На выходе машина, в среднем, получает 10,8 до сотни.
    • Средний расход в городском цикле – 9,0.
    • Классический передний привод, осуществленный на базе МакФерсон, что положительно отражается на цене ремонта.
    • 195 мм честного клиренса (что, к слову, больше чем дорожный просвет у Сандеро).
    • Важная техническая характеристика, которая позволила осуществить полноценный климат контроль и постоянный подогрев сидений – укомплектованность мощной аккумуляторной батареей.
    • Коробка передач, в зависимости от комплектации, может быть механикой или роботом. Автомат не установлен ни на одной из комплектаций.
    • Максимальная скорость – 170 км в час.

    В ремонте технические аспекты не вызывают сложностей, так как все создано максимально просто, по проверенным временем технологиям. Лада х Рей фото

    Лада х Рей фото

     

    Комплектации и их особенности

    Сегодня всего представлено 5 различных комплектаций, которые существенно отличаются друг от друга. К основным комплектациям относятся:

    • Оптима;
    • Оптима Адванс;
    • Люкс;
    • Люкс Престиж;
    • Юбилейная.

    Все комплектации xRay имеют:

    • Подушки безопасности водителя и переднего пассажира;
    • Трёхточечные ремни безопасности для всех пассажиров и водителя.
    • Систему ЭРА-Глонасс и систему автоматического открывания дверей во время ДТП;
    • HWF-систему, которая отвечает за включение аварийной сигнализации во время экстренного торможения.

    Расположение комплектаций соответствует их ценовой релевантности. С ростом цен, в салоне уменьшается количество ненатуральных составляющих, которые заменяются на более дорогие материалы.

    В дополнение, производится оснащение различными дополнительными функциями, которые, в пересчете на самостоятельное оснащение, стоят весьма дорого. Так, в самой бедной комплектации нет практически ничего, однако переплачивать большую сумму за спорного качества дополнительное оборудование – дело личное каждого.

    КомплектацияДвигательЦена
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433513f1.jpg”]1.6 Optima MT[/lightbox] бензиновый 1.6, 106 л.с. 599 900
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433512f2.jpg”]Optima Advanced MT[/lightbox] бензиновый 1.6, 106 л.с. 660 900
     1.6  Optima Advanced MTбензиновый 1.6, 122 л.с.685 900
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433544f3.jpg”]1.8 Optima Аdvanced AMT[/lightbox] бензиновый 1.8, 122 л.с. 710 900
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433550f4.jpg”]1.8 Luxe MT[/lightbox]бензиновый 1.6, 106 л.с.735 900
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433547f6.jpg”]1.6 Luxe Prestige MT[/lightbox]бензиновый 1.6, 106 л.с.739 900
     1.8 Luxe MTбензиновый 1.8, 122 л.с.760 900
     1.8 Luxe Prestige MTбензиновый 1.8, 122 л.с.773 900
    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/05/1455433567f5.jpg”]1.8 Luxe Prestige AMT[/lightbox]бензиновый 1.8, 122 л.с.798 900
    1.6 Юбилейнаябензиновый 1.6, 110 л.с.799 000
    1.6 Юбилейная AMTбензиновый 1.6, 122 л.с.829 000

    Внутренний вид салона

    Уж сколько раз твердили миру, что подлокотнику быть в машине, но Автоваз решил лишить водителей этого удобного атрибута. Так, пространство салона кажется несколько более просторным, но функционал от этого не выигрывает.

    Касательно обивки – она не отличается роскошью, но выполнена в лучших традициях бюджетного авто, однако не стоит ждать боковой поддержки и полного комфорта, так как вылет подголовников составляет еще одну проблему машины. К слову, водителя будет оберегать подушка безопасности, которая удачно расположена в передней части авто. [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/12/upload-IMG5650-pic905-895×505-6601.jpg”]

    [/lightbox] На задних сиденьях водители отмечают особый простор, который создается за счет функционального расположения багажника. Переднюю панель обрамляет дисплей, наделенный функциями бортового компьютера и отвечающий за множество других аспектов, способных сделать езду максимально комфортной.

    Фото салона xRay

    Гарабаритные размеры Лада х Рей

    Лада была построена на платформе Рено Сандеро, которая уже проявила себя практичной и надежной. Производитель внес лишь в нее некоторые уникальные изменения. Так колесная база составила 2592 миллиметра.

    Габаритная длинна и ширина машины составила 4165 и 1764 мм. Передняя колея 1492 миллиметра, а задняя 1532 миллиметра, что позволяет без особого труда покорять загородные дороги, не боясь увязнуть в грязи. [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/12/1457585374sss.jpg”]

    [/lightbox] Ширина дорожного просвета равна 195 миллиметрам. Общая масса полного автомобиля равна 1650 килограмм, порожняя – до 1200. Удачное распределение по осям в соотношении 51% к 49%. Спереди у автомобиля дисковые тормоза, сзади – барабанные.

    Размер кузова х Рея

    Кузов
     Колесная формула / ведущие колеса4 x 2 / передние
     Расположение двигателяпереднее поперечное
     Тип кузова / количество дверейкроссовер / 5
     Количество мест 5
     Длина / ширина / высота, мм4165 / 1764 / 1570
     База, мм2592
     Колея передних / задних колес, мм1484…1492 / 1524…1532
     Дорожный просвет, мм195
     Объем багажного отделения в пас. / груз. вариантах в л.361 / 1207

    То, что авто является продолжателем нашумевшей «х» серии, видно с первого взгляда. По бокам Xray красуются объемные иксы, которые придают автомобилю футуристический вид. В дополнение к боковым тиснениям кузова, разработчики также дополнили переднюю часть, с заходом на бампер, в которых также отчетливо читается происхождение авто от серии «Х».[lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/12/upload-IMG9145-pic905-895×505-14373-1.jpg”]

    [/lightbox] Говоря об эстетической составляющей – красиво, но практично ли?! В народе эту машину уже успели окрестить «кошмаром жестянщика», и на это есть веские причины. При малейшем повреждении геометрии части кузова, которая участвует в образовании знаменитого икса, владелец должен быть готов к тому, что полное восстановление будет возможно только по средствам приобретения новой части кузова.

    Ни один, даже самый профессиональный жестянщик, не сможет, положив руку на сердце, гарантировать идеальный результат починки. Соответственно, кузов весьма нежен и требует аккуратного вождения, во избежание больших вливаний средств.

    Статьи по теме: Тюнинг лада Икс Рей

    [ads2]

    Еще одним приятным моментом стала оптика. Сзади, под определенным углом, можно сказать, что новинка от Lada даже «отдает» Кайеном. К созданию оптики производители подошли с полной ответственностью, наделив машину качественным светом и стеклом.

    Говоря о недостатках, которые владельцы успели выявить, следует выделить следующие пункты:

    • первые модели выпускались со слишком маленьким радиусом дисков, вследствие чего авто теряло свой внешний вид – колесные арки «пустовали»;
    • отсутствуют накладки на низ кузова.

    Говоря об этих проблемах, следует упомянуть, что производитель назвал свое детище кроссовером, что обязывает к определенным требованиям. Так, даже при клиренсе, который превосходит прародителя (см. Х рей или Сандеро), отсутствие накладок не спасет машину от настоящего бездорожья. И дело даже не в том, базовая комплектация или иная – абсолютно все версии не приспособлены к трудностям, так как низ кузова будет нещадно обрамлен сколами, на крашеном покрытии.

    Масса автомобиля:

    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/12/5823e59e26068.jpg”] лада х рей фото цены характеристики ценалада х рей фото цены характеристики цена [/lightbox]

    Варианты двигателей Lada Xray

    В АвтоВАЗе было принято решение выпустить новый автомобиль с тремя вариантами моторов:
    • HR4 – 1.6 л. двигатель, мощностью 110 л.с. имеет самый низкий расход топлива, всего 6.9 литра на 100 км. пути в смешанном стиле вождения. Разогнать новую Ладу с места до 100 км/ч он может за 10.3 секунды, а предельная скорость составляет 171 км/ч. Этот двигатель также устанавливается на Ниссан Сентара, но обладает дополнительными 4 л.с. мощности (установка двигателя на Lada xRay прекращена в 2016 году)
    • 21129 – 1.6 л. двигатель обладает мощностью 106 л.с. Расход топлива у данного мотора самый высокий среди представленных вариантов, и составляет 7.5 литров. Максимальная скорость 170 км/ч, а разгон с места до ста занимает 11.9 секунд. Отличительной особенностью данного мотора стала французская механическая коробка передач х рей. Решиться на такую замену пришлось из-за высокой шумности ВАЗовского варианта механики.
    • 21179 – 1.8 л. двигатель является ТОПовым вариантом для xRay, он выдает мощность в 122 л.с. Разгон до ста 10.9 секунды при максимальной скорости в 183 км/ч. Однако максимальныt показатели не стали причиной максимального расхода топлива, на 100 км/ч расход составил только 7.1 литра.

    ТТХ Лада х Рей в различных комплектациях:

    [lightbox full=”https://ixray.ru/wp-content/uploads/2016/12/unnamed-file.jpg”] ттх лада х рейттх лада х рей [/lightbox]

    Багажник Лады Икс Рей

    Хотя объем – это не один из главных показателей практичности багажного отделения. Общее пространство является не менее важным критерием. В лада х рей скрыты колесные арки, что делает пол идеально ровным и более вместительным, нежели в других марках автомобилей. Получается, что каждый сантиметр багажника будет использован по прямому его назначению.

    Лада XRay технические характеристики — двигатель, коробка передач, габариты, клиренс, кузов, подвеска (фото, видео)

    Возможно, качество продукции концерна «АвтоВАЗ» с последними внесенными изменениями в новые модели, вскоре перестанет быть поводом для анекдотов – и это не может не радовать. Технические характеристики  новой Лады XRay уже успели поразить многих.

    Описание возможностей разработки

    Как видно на предложенных фото, которые были сделаны еще во время предварительного показа концептов Икс Рей и Весты еще в 2014 году, данный автомобиль имеет внушительные габаритные размеры. Длина кузова составляет 4165 мм, его ширина – 1764 мм и высота – 1570 мм. Данные габариты, как и колесная база длиной 2592 мм, останутся, по заявлениям конструкторов, едиными для всех автомобилей Лада Х Рей. Характеристики, относящиеся к другим показателям и параметрам, могут существенно отличаться.

    Касательно модификаций и изменений данной модели, конструкторы и генеральный директор автомобильного концерна «АвтоВАЗ» заявили о том, что Икс Рей будет выпускаться в трех разнообразных версиях привода. Кузов, по заверению руководства концерна, останется неизменным (относительно того вида, в котором сейчас серийно производится Лада XRay) – однако не исключается возможность легкого рестайлинга в случае таковой необходимости.

    В настоящее время готов к выходу в продажу только переднеприводный вариант этого нового автомобиля. Выход в свет версии Лады Икс Рей Cross в полном приводе в виде полноправного внедорожника должен состояться во второй половине 2016 года – и примерно в это же время будет выпущен автомобиль с переключаемым полным приводом 4х2, сочетающий все преимущества двух описанных модификаций.

    Хэтчбек Лада Икс Рей

    Конструкторы «АвтоВАЗ» еще до начала разработки серийной модели заявили, что данный автомобиль не будет претендовать на звание городского кроссовера, даже несмотря на огромное внешнее сходство. Во всех источниках, благодаря этому, данный автомобиль упоминается исключительно как хэтчбек (либо SUV).

    Многие отечественные автолюбители с нетерпением ждали новый автомобиль Лада XRay хэтчбек – характеристики и практически полное устранение всех ошибок предыдущих провальных моделей сыграли свою роль. Машина отлично подойдет как для городской езды, так и для использования для путешествия по разбитым гравийным дорогам, благодаря высокому (195 мм в снаряженном состоянии) клиренсу и мощной подвеске. Подвеска, по мнению экспертов, получилась очень динамичной и приятной: передняя выполнена независимой, по системе Мак-Ферсон, а задняя представляет собой цельную упругую балку с мощными рессорами.

    Несмотря на то, что данная модель не является внедорожником, конструкторы сделали все возможное, чтобы сделать этот автомобиль более устойчивым на трассе. Задняя ось длиннее передней на 35 мм, благодаря чему автомобилю будет значительно динамичнее и маневреннее, чем ожидается от машины подобных габаритов.

    Силовые агрегаты

    Технические характеристики новой Лады Х-Рей во многом зависят и от примененных для ее сборки силовых агрегатов. Стоит рассмотреть предложенные конструкторами возможности и оценить все то, что может быть размещено под капотом данной модели.

    Наиболее простой и дешевый силовой агрегат, применяемый для оснащения данного автомобиля, состоит из стандартного «вазовского» 1.6-литрового двигателя мощностью 106 лошадиных сил и дополняется французской пятиступенчатой трансмиссией ручного переключения от Renault. И двигатель, и МКПП уже были использованы в целом ряде предыдущих разработок (мотор с оглушительным успехом был применен в разработке седана Лада Веста, коробка передач – также при сборке этой модели). Механическая трансмиссия отечественного производства не используется ввиду своей шумности, которую так и не удалось «вылечить» после выхода в продажу Лады Калины.

    Более продвинутая версия силового агрегата сочетает ту же трансмиссию с 1.6-литровым двигателем от Nissan, мощностью 110 лошадиных сил. Разница достаточно невелика, однако этот мотор объективно лучше отечественного, производительнее и долговечнее.

    Наиболее мощный силовой агрегат, предложенный для хэтчбека Lada XRay, сочетает 1.8 литровый шестнадцатиклапанник мощностью 122 л.с. с пятиступенчатой роботизированной АКПП (АМТ). Характеристики автомата Лада Икс Рей будут существенно выше, чем у предыдущих комплектаций, ввиду значительно большей мощности двигателя. Тем не менее, существенно вырастет и расход топлива, что делает лучший силовой агрегат из предложенных «палкой о двух концах».

    Скорость, разгон и расход топлива

    Каждый из предложенных силовых агрегатов имеет свои возможности. Их стоит рассмотреть более детально.

    • Силовой агрегат на базе 106-сильного двигателя имеет неплохие показатели расхода топлива (7.6 литров на 100 километров), однако достаточно слабый разгон (11.9 секунд от 0 до 100 километров в час). Максимальная скорость модели, оснащенной этим двигателем, составляет всего 170 км/ч – ниже, чем у базовой комплектации Весты ввиду большей массы.
    • Силовой агрегат на базе 110-сильного мотора разгоняется значительно резвее – от нуля до сотни он может разогнаться всего за 10.3 секунды. Максимальная скорость не сильно отличается от предыдущего агрегата – всего 171 км/ч, однако расход топлива существенно ниже и составляет всего 6.9 литра на 100 километров.
    • Наиболее мощный и производительный агрегат на базе 122-сильного двигателя способен развить скорость до 183 км/ч и значительно более динамичен. Тем не менее, автоматическое переключение передач существенно снижает способность автомобиля к быстрому разгону с места. При большей мощности данный силовой агрегат позволяет с места разогнаться до 100 км/ч за 10.9 секунд. Тем не менее, автомат позволяет снизить расход топлива: нужно всего 7.1 литра на 100 км пути.

    Данная выкладка позволяет с уверенностью говорить о том, что оснащаемая исключительно первым типом силового агрегата комплектация Икс Рей «Оптима» вряд ли будет пользоваться высоким спросом. Покупателю будет выгоднее приобрести более продвинутую версию, которая в эксплуатации будет и удобнее, и дешевле.

    Комплектации

    В настоящее время автомобиль предложен в четырех типах комплектации, характеристики и цены на которые уже известны и общедоступны на официальном сайте концерна «АвтоВАЗ». Существует две основных комплектации (Оптима и Топ) и два пакета дополнительных опций, доступных для оснащения автомобиля определенной комплектации (Комфорт – для базовой, Престиж – для высшей).

    Примечательно, что базовая версия Оптима (без пакета опций Комфорт) может быть снабжена исключительно первым описанным силовым агрегатом. Все остальные версии комплектаций автомобиля могут быть оснащены как вторым, так и третьим силовым агрегатом – в зависимости от предпочтений покупателя.

    Интерьер и «начинка» автомобилей серьезно зависят от того, какую комплектацию выберет пользователь. К примеру, магнитола и бортовой компьютер есть уже в базовой версии Лады Х-Рей, а кондиционер появляется только при выборе версии не ниже Комфорт. Максимальная комплектация предлагает покупателю комфортный салон с кожаными элементами, сенсорную мультимедийную панель (известную еще по Весте), сиденья с подогревом и массу других приятных и полезных функций.

    Внедорожник Лада Икс Рей Кросс

    Характеристики кроссовера Лада XRay пока еще не известны. Тем не менее, известно, что его планируют выпускать в двух модификациях: постоянный и переключаемый полный привод. Какие изменения должны будут коснуться этих автомобилей для того, чтобы они могли считаться полноценными внедорожниками – автомобилями повышенной проходимости?

    В первую очередь, наверняка будет существенно переработана схема силовых агрегатов. Полный привод передает усилия двигателя на обе колесные оси, снижая в итоге максимальную скорость и динамичность машины в обмен на увеличенную тягу. Для того, чтобы автомобиль не стал излишне тихоходным, характеристики моторов должны будут быть достаточными для обеспечения нужд полного привода. Предполагается, что в качестве базового мотора будет взят используемый и сейчас 1.8-литровый двигатель от «АвтоВАЗ» с номинальной мощностью 122 лошадиных силы, а для оснащения более продвинутых версий – турбированный двигатель той же марки, усиленный до 140 «лошадей».

    Скорее всего, изменения коснутся и подвески. Характеристики Lada XRay Cross должны быть направлены на то, чтобы автомобиль комфортно эксплуатировался даже в условиях бездорожья. Все-таки хэтчбек с передним приводом, хоть и является оптимальным сочетанием возможностей, разработан в первую очередь для городского использования. Подвеску, по мнению экспертов, придется усиливать и видоизменять для полного соблюдения портрета будущего внедорожника.

    Существует также неподтвержденная информация, ставшая доступной общественности, что концерн собирается прекратить разработку полноприводных версий Икс Рей. Многие автолюбители России уже выразили недовольство этим фактом.

    Тем не менее, отзывы о Lada XRay содержат слишком много упоминаний об ожидании полноприводных версий, чтобы руководство концерна «АвтоВАЗ» могло закрыть на них глаза и остановить разработку. Как показывают некоторые статистические данные, практически половина всех автолюбителей с нетерпением ожидают кросс-версию Икс Рей.

    Таблица ТТХ: Технические характеристики Lada XRay

    Автомобиль Лада XRAY: Технические характеристики
    Объем двигателя1.6 (106 л.с.)1.6 (114 л.с.)1.8 (123 л.с.)
    Тип кузова5-дверный хэтчбек
    Число мест5
    Длина, мм4164
    Ширина, мм1764
    Высота, мм1570
    Колесная база, мм2592
    Дорожный просвет (клиренс), мм190
    Снаряженная масса, кг114011561135
    Тип двигателябензиновый, с распределенным впрыском
    Расположениеспереди, поперечно
    Число и расположение цилиндров4, в ряд
    Рабочий объем, куб. см.159615981774
    Число клапанов161616
    Максимальная мощность, л. с. (кВт) / об/мин106 (78)114 (84)123 (90)
    Максимальный крутящий момент, Нм / об/мин148155178
    Коробка передачмеханическая, 5-ступенчатая
    Приводпередний
    Шины195/65 R16, 205/55 R16
    Максимальная скорость, км/ч170171183
    Время разгона 0-100 км/ч, с11,910,310,9
    Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км7,56,97,1
    Емкость топливного бака, л50
    Тип топливабензин, АИ-95

     

    Рентген | Определение, история и факты

    Рентгеновское , электромагнитное излучение с чрезвычайно короткой длиной волны и высокой частотой, с длинами волн от примерно 10 -8 до 10 -12 метров и соответствующими частотами примерно от 10 16 до 10 20 герц ( Гц).

    электромагнитный спектр Связь рентгеновского излучения с другим электромагнитным излучением в пределах электромагнитного спектра. Encyclopædia Britannica, Inc.

    Британская викторина

    Тест на медицинские условия и открытия

    Если вы видите на коже темные волнистые линии и чешетесь по ночам, какой у вас паразит?

    Рентгеновские лучи обычно образуются при ускорении (или замедлении) заряженных частиц; Примеры включают пучок электронов, падающий на металлическую пластину в рентгеновской трубке, и циркулирующий пучок электронов в ускорителе синхротронных частиц или накопительном кольце.Кроме того, высоковозбужденные атомы могут излучать рентгеновское излучение с дискретными длинами волн, характерными для расстояний между уровнями энергии в атомах. Рентгеновская область электромагнитного спектра находится далеко за пределами видимого диапазона длин волн. Однако прохождение рентгеновских лучей через материалы, в том числе биологические ткани, можно регистрировать с помощью фотопленок и других детекторов. Анализ рентгеновских снимков тела — чрезвычайно ценный инструмент медицинской диагностики.

    Рентгеновские лучи — это форма ионизирующего излучения — при взаимодействии с веществом они обладают достаточной энергией, чтобы заставить нейтральные атомы выбрасывать электроны.Благодаря этому процессу ионизации энергия рентгеновских лучей откладывается в веществе. Проходя через живую ткань, рентгеновские лучи могут вызывать вредные биохимические изменения в генах, хромосомах и других компонентах клетки. Биологические эффекты ионизирующего излучения, которые сложны и сильно зависят от продолжительности и интенсивности воздействия, все еще активно изучаются ( см. радиационное поражение). Рентгеновская лучевая терапия использует эти эффекты для борьбы с ростом злокачественных опухолей.

    Рентгеновские лучи были открыты в 1895 году немецким физиком Вильгельмом Конрадом Рентгеном при исследовании влияния электронных лучей (тогда называемых катодными лучами) на электрические разряды через газы низкого давления. Рентген обнаружил поразительный эффект, а именно то, что экран, покрытый флуоресцентным материалом, помещенный вне разрядной трубки, будет светиться, даже если он защищен от прямого видимого и ультрафиолетового света газового разряда. Он пришел к выводу, что невидимое излучение трубки проходит через воздух и вызывает флуоресценцию экрана.Рентген смог показать, что излучение, ответственное за флуоресценцию, исходит из точки, где электронный луч ударяется о стеклянную стенку разрядной трубки. Непрозрачные объекты, помещенные между трубкой и экраном, оказались прозрачными для новой формы излучения; Рентген наглядно продемонстрировал это, сделав фотографическое изображение костей человеческой руки. Его открытие так называемых рентгеновских лучей было встречено во всем мире научным и популярным энтузиазмом, и, наряду с открытиями радиоактивности (1896 г.) и электрона (1897 г.), оно положило начало изучению атомного мира и эре современной физики. .

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня .

    Основы физики рентгеновских лучей — Производство рентгеновских лучей

    Ключевые моменты
    • Рентгеновские лучи образуются при взаимодействии ускоренных электронов с ядрами вольфрама внутри анода трубки
    • Генерируются два типа излучения: характеристическое излучение и тормозное излучение ( торможение) излучение
    • Изменение настроек тока или напряжения рентгеновского аппарата изменяет свойства рентгеновского луча

    Рентгеновские лучи производятся внутри рентгеновского аппарата, также известного как рентгеновская трубка.Никаких внешних радиоактивных материалов нет.

    Рентгенологи могут изменять настройки тока и напряжения на рентгеновском аппарате, чтобы управлять свойствами создаваемого рентгеновского луча. На разные части тела накладываются разные спектры рентгеновского пучка.

    Рентгеновская трубка

    Наведите / выключите изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Нажмите на изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Щелкните изображение, чтобы выровнять с верхней частью страницы

    Рентгеновская трубка
    • Небольшое увеличение напряжения накала ( 1 ) приводит к значительному увеличению тока трубки ( 2 ), что ускоряет электроны с очень высокой температурой отрицательного катода накала ( 3 ) в вакууме по направлению к положительный вольфрамовый анод-мишень ( 4 ).Этот анод вращается для рассеивания выделяемого тепла. Рентгеновские лучи генерируются внутри вольфрамового анода, а рентгеновский луч ( 5 ) направлен на пациента.

    Рентгеновское излучение генерируется в результате взаимодействия ускоренных электронов с электронами ядер вольфрама внутри анода трубки. Существует два типа генерируемого рентгеновского излучения: характеристическое излучение и тормозное излучение.

    Генерация характеристического рентгеновского излучения

    Включение / выключение изображения для отображения / скрытия результатов

    Нажмите на изображение, чтобы отобразить / скрыть результаты

    Щелкните изображение, чтобы выровнять его с верхней частью страницы

    Генерация характеристического рентгеновского излучения
    • Когда электрон высокой энергии ( 1 ) сталкивается с электроном внутренней оболочки ( 2 ), оба вылетают из атома вольфрама, оставляя «дыру» во внутреннем слое.Он заполняется электроном внешней оболочки ( 3 ) с потерей энергии, испускаемой в виде рентгеновского фотона ( 4 ).

    Генерация тормозного излучения / тормозного рентгеновского излучения

    Наведите / выключите изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Нажмите на изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Щелкните изображение, чтобы выровнять его с верхней частью страницы

    Тормозное излучение / торможение X -ray generation
    • Когда электрон проходит рядом с ядром, он замедляется и его путь отклоняется. Потерянная энергия испускается в виде тормозного рентгеновского фотона.
    • Тормозное излучение = тормозное излучение
    • Примерно 80% рентгеновского излучения в рентгеновском луче состоит из рентгеновских лучей, генерируемых таким образом.

    Спектр рентгеновского излучения

    Наведите / выключите изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Нажмите на изображение, чтобы показать / скрыть результаты

    Щелкните изображение, чтобы выровнять с верхней частью страницы

    Спектр рентгеновского излучения
    • В результате генерации характеристического и тормозного излучения в рентгеновском пучке создается спектр энергии рентгеновского излучения.
    • Этим спектром можно управлять, изменяя настройки тока или напряжения рентгеновской трубки или добавляя фильтры для выделения низкоэнергетических рентгеновских лучей. Таким образом, рентгенологи могут применять разные спектры рентгеновских лучей к разным частям тела.
    .

    Порошковая рентгеновская дифракция (XRD)

    Барбара Л. Датроу, Университет штата Луизиана

    ,

    Кристин М. Кларк, Университет Восточного Мичигана

    Что такое порошковая рентгеновская дифракция (XRD)

    Порошковая рентгеновская дифракция (XRD) — это метод быстрого анализа, в основном используемый для определения фаз идентификация кристаллического материала и может предоставить информацию о размерах элементарной ячейки. Анализируемый материал тонко измельчается, гомогенизируется и определяется средний насыпной состав.

    Фундаментальные принципы порошковой дифракции рентгеновских лучей (XRD)

    Макс фон Лауэ в 1912 году обнаружил, что кристаллические вещества действуют как трехмерные дифракционные решетки для длин волн рентгеновского излучения, аналогичные расстоянию между плоскостями в кристаллической решетке. Рентгеновская дифракция в настоящее время является обычным методом исследования кристаллических структур и межатомных расстояний.

    Рентгеновская дифракция основана на конструктивной интерференции монохроматических рентгеновских лучей и кристаллического образца. Эти рентгеновские лучи генерируются электронно-лучевой трубкой, фильтруются для получения монохроматического излучения, коллимируются для концентрации и направляются на образец.Взаимодействие падающих лучей с образцом вызывает конструктивную интерференцию (и дифрагированный луч), когда условия удовлетворяют закону Брэгга ( n λ = 2 d sin θ). Этот закон связывает длину волны электромагнитного излучения с углом дифракции и шагом решетки в кристаллическом образце. Затем эти дифрагированные рентгеновские лучи обнаруживаются, обрабатываются и подсчитываются. Сканируя образец в диапазоне 2θ углов, все возможные направления дифракции решетки должны быть достигнуты из-за случайной ориентации порошкового материала.Преобразование дифракционных пиков в d-интервалы позволяет идентифицировать минерал, поскольку каждый минерал имеет набор уникальных d-интервалов. Обычно это достигается путем сравнения d-интервалов со стандартными эталонными шаблонами.

    Все дифракционные методы основаны на генерации рентгеновских лучей в рентгеновской трубке. Эти рентгеновские лучи направляются на образец, а дифрагированные лучи собираются. Ключевым компонентом дифракции является угол между падающими и дифрагированными лучами. Помимо этого, дифракция на порошке и монокристалле различается по приборам.

    Оборудование для порошковой рентгеновской дифракции (XRD) — как оно работает? Рентгеновские дифрактометры

    состоят из трех основных элементов: рентгеновской трубки, держателя образца и детектора рентгеновского излучения. X-ray Diffraction Instrument Прибор Bruker для дифракции рентгеновских лучей D8-Discover. Подробности Рентгеновское излучение генерируется в электронно-лучевой трубке путем нагрева нити накала для образования электронов, ускорения электронов по направлению к цели путем приложения напряжения и бомбардировки материала мишени электронами. Когда электроны обладают достаточной энергией, чтобы вытеснить электроны внутренней оболочки материала мишени, создаются характерные рентгеновские спектры.Эти спектры состоят из нескольких компонентов, наиболее распространенными из которых являются K α и K β . K α частично состоит из K α1 и K α2 . K α1 имеет немного меньшую длину волны и вдвое большую интенсивность, чем K α2 . Определенные длины волн характерны для материала мишени (Cu, Fe, Mo, Cr). Для получения монохроматических рентгеновских лучей, необходимых для дифракции, требуется фильтрация фольгой или кристаллическими монохроматорами. K α1 и K α2 достаточно близки по длине волны, так что используется их средневзвешенное значение.Медь является наиболее распространенным материалом мишени для дифракции на монокристаллах с излучением CuK α = 1,5418 Å. Эти рентгеновские лучи коллимируются и направляются на образец. При вращении образца и детектора регистрируется интенсивность отраженных рентгеновских лучей. Когда геометрия падающих рентгеновских лучей, падающих на образец, удовлетворяет уравнению Брэгга, возникает конструктивная интерференция и возникает пик интенсивности. Детектор регистрирует и обрабатывает этот рентгеновский сигнал и преобразует сигнал в скорость счета, которая затем выводится на устройство, такое как принтер или монитор компьютера.X-ray powder diffractogram Рентгеновская порошковая дифрактограмма. Положения пиков возникают там, где рентгеновский луч дифрагирует на кристаллической решетке. Уникальный набор d-расстояний, полученный из этого шаблона, можно использовать для «отпечатков пальцев» минерала. Детали

    Геометрия рентгеновского дифрактометра такова, что образец вращается на пути коллимированного рентгеновского луча на угол θ, в то время как детектор рентгеновского излучения установлен на кронштейне для сбора дифрагированных рентгеновских лучей и вращается на угол 2θ. Инструмент, используемый для поддержания угла и поворота образца, называется гониометром .Для типичных порошковых структур данные собираются при 2θ от ~ 5 ° до 70 °, углах, которые задаются при рентгеновском сканировании.

    Применения

    Порошковая дифракция рентгеновских лучей наиболее широко используется для идентификации неизвестных кристаллических материалов (например, минералов, неорганических соединений). Определение неизвестных твердых тел имеет решающее значение для исследований в области геологии, экологии, материаловедения, инженерии и биологии.

    Другие приложения включают:

    • характеристика кристаллических материалов
    • Идентификация мелкозернистых минералов, таких как глины и смешанные глины, которые трудно определить оптически
    • определение размеров элементарной ячейки
    • измерение чистоты пробы
    С помощью специализированных методов XRD можно использовать для:
    • определить кристаллические структуры с использованием уточнения Ритвельда
    • определение модальных количеств минералов (количественный анализ)
    • характеризуют образцы тонких пленок по:
      • определение рассогласования решеток пленки и подложки и определение напряжения и деформации
      • определение плотности дислокаций и качества пленки путем измерения кривой качания
      • Измерение сверхрешеток в многослойных эпитаксиальных структурах
      • определение толщины, шероховатости и плотности пленки с использованием измерения коэффициента отражения рентгеновских лучей в скользящем падении
    • провести текстурные измерения, такие как ориентация зерен, в поликристаллическом образце

    Сильные стороны и ограничения порошковой рентгеновской дифракции (XRD)?

    Сильные стороны

    • Мощный и быстрый (<20 мин) метод идентификации неизвестного минерала
    • В большинстве случаев обеспечивает однозначное определение минералов
    • Требуется минимальная пробоподготовка
    • Установки XRD широко доступны
    • Интерпретация данных относительно проста

    Ограничения

    • Однородный и однофазный материал лучше всего подходит для идентификации неизвестного
    • Должен иметь доступ к стандартному справочному файлу неорганических соединений (d-интервалы, hkl s)
    • Требуются десятые доли грамма материала, который необходимо измельчить в порошок
    • Для смешанных материалов предел обнаружения составляет ~ 2% образца
    • Для определения элементарной ячейки, индексация шаблонов для неизометрических кристаллических систем усложняется
    • Может возникать наложение пиков, которое ухудшается при «отражениях» под большим углом

    Руководство пользователя — Сбор и подготовка образцов

    Для определения неизвестного требуются: материал, инструмент для измельчения и держатель образца.

    • Получите несколько десятых грамма (или более) максимально чистого материала
    • Измельчите образец до мелкого порошка, обычно в жидкости, чтобы свести к минимуму индуцирование дополнительной деформации (поверхностной энергии), которая может смещать положения пиков, и для рандомизации ориентации. Предпочтительно порошок размером менее ~ 10 мкм (или 200 меш)
    • Поместить в держатель образца или на поверхность образца: packing powder onto sample holder Упаковка мелкого порошка в держатель образца. Детали
      • равномерно нанести на предметное стекло, обеспечивая плоскую верхнюю поверхность
      • упаковать в емкость для образцов
      • обсыпать двойной липкой лентой
      Обычно подложка является аморфной, чтобы избежать помех
    • Следует проявлять осторожность, чтобы создать плоскую верхнюю поверхность и добиться случайного распределения ориентации решетки, если только не создается ориентированный мазок.
    • Для анализа глин, требующих единственной ориентации, USGS предоставляет специальные методы подготовки образцов глины.
  • Для определения элементарной ячейки можно добавить небольшое количество стандарта с известными положениями пиков (которые не мешают образцу) и использовать его для корректировки положений пиков.
  • Сбор данных, результаты и представление

    Сбор данных Интенсивность дифрагированных рентгеновских лучей непрерывно записывается, когда образец и детектор поворачиваются на соответствующие углы.Пик интенсивности возникает, когда минерал содержит плоскости решетки с d-расстоянием, подходящим для дифракции рентгеновских лучей при этом значении θ. Хотя каждый пик состоит из двух отдельных отражений (Kα 1 и Kα 2 ), при малых значениях 2θ положения пиков перекрываются с Kα 2 , проявляющимся в виде горба на стороне Kα 1 . Большее разделение происходит при более высоких значениях θ. Обычно эти комбинированные пики рассматриваются как один. Положение 2λ дифракционного пика обычно измеряется как центр пика при высоте пика 80%.

    Обработка данных

    Результаты обычно представлены в виде положений пиков при 2θ и количествах рентгеновских лучей (интенсивности) в виде таблицы или графика x-y (показано выше). Интенсивность ( I ) выражается либо как интенсивность на высоте пика, эта интенсивность выше фона, либо как интегральная интенсивность, площадь под пиком. Относительная интенсивность регистрируется как отношение максимальной интенсивности к интенсивности наиболее интенсивного пика (относительная интенсивность = I / I 1 x 100 ).

    Определение неизвестного

    Затем получают d-интервал каждого пика путем решения уравнения Брэгга для соответствующего значения λ. После определения всех d-интервалов автоматические процедуры поиска / сопоставления сравнивают d s неизвестных материалов с таковыми для известных материалов. Поскольку каждый минерал имеет уникальный набор d-расстояний, сопоставление этих d-расстояний обеспечивает идентификацию неизвестного образца. Систематическая процедура используется путем упорядочивания d-расстояний по их интенсивности, начиная с наиболее интенсивного пика.Файлы d-расстояний для сотен тысяч неорганических соединений доступны в Международном центре дифракционных данных как Powder Diffraction File (PDF). Многие другие сайты содержат d-интервалы минералов, такие как База данных по кристаллической структуре американских минералогов. Обычно эта информация является неотъемлемой частью программного обеспечения, поставляемого с приборами.

    Определение размеров элементарной ячейки

    Для определения параметров элементарной ячейки каждое отражение должно иметь индекс hkl .

    Литература

    Следующая литература может быть использована для дальнейшего изучения порошковой рентгеновской дифракции (XRD)

    • Bish, DL и Post, JE, редакторы. 1989. Современная порошковая дифракция. Обзоры в Mienralogy, v. 20. Минералогическое общество Америки.
    • Каллити, Б. Д. 1978. Элементы дифракции рентгеновских лучей. 2-е изд. Эддисон-Уэсли, Рединг, Массачусетс,
    • Klug, H.P. и L.E. Alexander. 1974. Методики дифракции рентгеновских лучей для поликристаллических и аморфных материалов.2-е изд. Вили, Нью-Йорк.
    • Мур, Д. М. и Р. К. Рейнольдс, мл. 1997. Дифракция рентгеновских лучей, идентификация и анализ глинистых минералов. 2-е изд. Издательство Оксфордского университета, Нью-Йорк.

    Ссылки по теме

    Для получения дополнительной информации о порошковой дифракции рентгеновских лучей (XRD) перейдите по ссылкам ниже.

    Преподавательская деятельность и ресурсы

    Преподавательская деятельность, лаборатории и ресурсы, относящиеся к порошковой рентгеновской дифракции (XRD).

    • Лабораторные упражнения по рентгеновским методам из Обучающей минералогической коллекции SERC
    • Выветривание магматических, метаморфических и осадочных пород в полузасушливом климате — инженерное применение петрологии — эта задача развивает навыки рентгеноструктурного анализа применительно к минералогии глин, подкрепляет лекционный материал по геохимии выветривания и демонстрирует роль петрологической характеристики в проектировании площадки.
    • Учебное руководство по дифракции рентгеновских лучей в Кембридже
    • Презентация в PowerPoint по использованию рентгеновской дифракции в почвоведении (PowerPoint 1.6MB, 7 сентября 2007 г.) Мелоди Бержерон, Лаборатория анализа изображений и химического анализа Университета штата Монтана.
    • Брэди, Джон Б. и Бордман, Шелби Дж., 1995, Знакомство студентов-минералогистов с дифракцией рентгеновских лучей с помощью экспериментов по оптической дифракции с использованием лазеров. Jour. Геол. Образование, т. 43 № 5, 471-476.
    • Брэди, Джон Б., Ньютон, Роберт М., и Бордман, Шелби Дж., 1995, Новые способы использования порошковых рентгеновских дифракционных экспериментов в учебной программе бакалавриата. Jour. Геол. Образование, т. 43 № 5, 466-470.
    • Датроу, Барб, 1997, Лучшая жизнь через минералы Рентгеновская дифракция предметов домашнего обихода, в: Брэди, Дж., Могк, Д. и Перкинс Д. (ред.) Преподавание минералогии, Минералогическое общество Америки, стр. 349-359.
    • Hovis, Guy, L., 1997, Определение химического состава, состояния порядка, молярного объема и плотности моноклинного щелочного полевого шпата с использованием рентгеновской дифракции, в: Brady, J., Могк Д. и Перкинс Д. (ред.) Преподавание минералогии, Минералогическое общество Америки, стр. 107-118.
    • Брэди, Джон Б., 1997, Создание твердых растворов с помощью галогенидов щелочных металлов (и их разрушение), в: Брэди, Дж., Могк, Д., и Перкинс Д. (ред.) Преподавание минералогии, Минералогическое общество Америки, стр. . 91-95.
    • Перкинс, Декстер, III, и Соренсен, Пол, Эксперименты по синтезу минералов и рентгеновской дифракции, в: Брэди, Дж., Могк, Д., и Перкинс Д. (ред.) Преподавание минералогии, Минералогическое общество Америки, стр. .81-90.
    • Холлехер, Курт, Долгосрочный практический экзамен по минералогии, в: Брэди, Дж., Могк, Д., и Перкинс Д. (ред.) Преподавание минералогии, Минералогическое общество Америки, стр. 43-46.
    • Мохер, Дэвид, 2004 г., «Характеристика и идентификация неизвестных минералов: проект по минералогии», Jour. Геонаук, образование, т. 52, № 1, стр. 5-9.
    • Hluchy, M.M., 1999, Значение преподавания рентгеновских методов и минералогии глины для студентов, Jour. Геофизическое образование, т. 47, стр.236-240.
    .

    Рентгеновская флуоресценция (XRF)

    Карл Вирт, колледж Макалестера и Энди Барт, Университет Индианы ~ Университет Пердью, Индианаполис

    Что такое рентгеновская флуоресценция (XRF)

    Спектрометр рентгеновской флуоресценции (XRF) — это рентгеновский прибор, который -разрушающий химический анализ горных пород, минералов, отложений и жидкостей. Он работает на принципах спектроскопии с дисперсией по длине волны, которые аналогичны электронному микрозонду (EPMA). Однако XRF, как правило, не может выполнять анализы при небольших размерах пятна, типичных для работы EPMA (2-5 микрон), поэтому он обычно используется для массового анализа более крупных фракций геологических материалов.Относительная простота и низкая стоимость подготовки проб, а также стабильность и простота использования рентгеновских спектрометров делают этот метод одним из наиболее широко используемых для анализа основных и микроэлементов в горных породах, минералах и отложениях.

    Фундаментальные принципы рентгеновской флуоресценции (XRF)

    Метод XRF зависит от фундаментальных принципов, общих для нескольких других инструментальных методов, включающих взаимодействие электронных пучков и рентгеновских лучей с образцами, включая: рентгеновскую спектроскопию (например,g., SEM — EDS), дифракции рентгеновских лучей (XRD) и спектроскопии с дисперсией по длине волны (микрозондовая WDS).

    Анализ основных и микроэлементов в геологических материалах методом рентгеновской флуоресценции стал возможным благодаря поведению атомов при их взаимодействии с излучением. Когда материалы возбуждаются высокоэнергетическим коротковолновым излучением (например, рентгеновскими лучами), они могут стать ионизированными. Если энергии излучения достаточно, чтобы вытеснить прочно удерживаемый внутренний электрон, атом становится нестабильным, и внешний электрон заменяет отсутствующий внутренний электрон.Когда это происходит, энергия высвобождается из-за уменьшения энергии связи внутренней электронной орбитали по сравнению с внешней. Испускаемое излучение имеет более низкую энергию, чем первичное падающее рентгеновское излучение, и называется флуоресцентным излучением. Поскольку энергия испускаемого фотона характерна для перехода между определенными электронными орбиталями в конкретном элементе, полученные флуоресцентные рентгеновские лучи можно использовать для определения содержания элементов, присутствующих в образце.

    Аппаратура рентгеновской флуоресценции (XRF) — как она работает?

    Анализ основных и микроэлементов в геологических материалах с помощью XRF стал возможным благодаря поведению атомов при их взаимодействии с рентгеновским излучением.Спектрометр XRF работает, потому что, если образец освещается интенсивным рентгеновским лучом, известным как падающий луч, часть энергии рассеивается, но часть также поглощается внутри образца в зависимости от его химического состава. Падающий пучок рентгеновских лучей обычно создается мишенью из Rh, хотя также могут использоваться W, Mo, Cr и другие, в зависимости от применения.
    Philips 2400 XRF

    Спектрометр XRF с отверстием для образца вверху и набор образцов в серебряных металлических держателях в устройстве смены образцов спереди.

    Когда этот первичный рентгеновский луч освещает образец, он считается возбужденным. Возбужденный образец, в свою очередь, излучает рентгеновские лучи в спектре длин волн, характерных для типов атомов, присутствующих в образце. Как это произошло? Атомы в образце поглощают энергию рентгеновского излучения, ионизируя, выбрасывая электроны с нижних (обычно K и L) уровней энергии. Выброшенные электроны заменяются электронами с внешней орбитали с более высокой энергией. Когда это происходит, энергия высвобождается из-за уменьшения энергии связи внутренней электронной орбитали по сравнению с внешней.Это высвобождение энергии имеет форму испускания характерных рентгеновских лучей, указывающих на тип присутствующего атома. Если в образце присутствует много элементов, как это типично для большинства минералов и горных пород, использование спектрометра с дисперсией по длине волны, аналогичного спектрометру EPMA, позволяет разделить сложный спектр испускаемого рентгеновского излучения на характерные длины волн для каждого присутствующего элемента. Для измерения интенсивности излучаемого луча используются различные типы детекторов (пропорциональный потоку газа и сцинтилляционный).Счетчик потока обычно используется для измерения длинноволнового (> 0,15 нм) рентгеновского излучения, которое типично для K-спектров от элементов легче, чем Zn. Сцинтилляционный детектор обычно используется для анализа более коротких длин волн в рентгеновском спектре (K-спектры элементов от Nb до I; L-спектры Th и U). Рентгеновские лучи с промежуточной длиной волны (спектры K, полученные от Zn до Zr и L-спектры от Ba и редкоземельных элементов) обычно измеряются с использованием обоих детекторов в тандеме. Интенсивность энергии, измеренная этими детекторами, пропорциональна содержанию элемента в образце.Точное значение этой пропорциональности для каждого элемента получается путем сравнения со стандартами минералов или горных пород, состав которых известен из предшествующих анализов другими методами.

    Приложения

    Рентгеновская флуоресценция используется в широком спектре приложений, в том числе
    • Исследования в области вулканической, осадочной и метаморфической петрологии
    • Исследования почв
    • горное дело (например, измерение содержания руды)
    • производство цемента
    • Производство керамики и стекла
    • металлургия (e.г., контроль качества)
    • экологические исследования (например, анализ твердых частиц на воздушных фильтрах)
    • Нефтяная промышленность (например, содержание серы в сырой нефти и нефтепродуктах)
    • Полевой анализ в геологических и экологических исследованиях (с использованием портативных ручных XRF-спектрометров)
    Рентгеновская флуоресценция особенно хорошо подходит для исследований, включающих:
    • Общий химический анализ основных элементов (Si, Ti, Al, Fe, Mn, Mg, Ca, Na, K, P) в горных породах и осадках
    • общий химический анализ микроэлементов (с содержанием> 1 ppm; Ba, Ce, Co, Cr, Cu, Ga, La, Nb, Ni, Rb, Sc, Sr, Rh, U, V, Y, Zr, Zn) в горных породах и отложениях — пределы обнаружения микроэлементов обычно составляют порядка нескольких частей на миллион
    Рентгеновская флуоресценция ограничивается анализом
    • относительно большие образцы, обычно> 1 грамм
    • материалы, которые можно получить в виде порошка и эффективно гомогенизировать
    • материалов, для которых доступны аналогичные по составу, хорошо охарактеризованные стандарты
    • материалы, содержащие большое количество элементов, для которых эффекты поглощения и флуоресценции достаточно хорошо изучены
    В большинстве случаев для горных пород, руд, отложений и минералов образец измельчается до мелкого порошка.На этом этапе он может быть проанализирован напрямую, особенно в случае анализа микроэлементов. Однако очень широкий диапазон содержаний различных элементов, особенно железа, и широкий диапазон размеров зерен в порошкообразном образце делают сравнение пропорциональности со стандартами особенно затруднительным. По этой причине обычно смешивают порошкообразный образец с химическим флюсом и используют печь или газовую горелку для плавления порошкового образца. Плавление создает однородное стекло, которое можно проанализировать и рассчитать содержание (теперь несколько разбавленных) элементов.

    Сильные стороны и ограничения рентгеновской флуоресценции (XRF)?

    Сильные стороны

    Рентгеновская флуоресценция особенно хорошо подходит для исследований, которые включают:
    • Общий химический анализ основных элементов (Si, Ti, Al, Fe, Mn, Mg, Ca, Na, K, P) в горных породах и осадках
    • объемных химических анализов микроэлементов (> 1 ppm; Ba, Ce, Co, Cr, Cu, Ga, La, Nb, Ni, Rb, Sc, Sr, Rh, U, V, Y, Zr, Zn) в горных породах и осадок

    Ограничения

    Теоретически XRF может обнаруживать рентгеновское излучение практически от всех элементов, в зависимости от длины волны и интенсивности падающего рентгеновского излучения.Однако…
    • На практике большинство имеющихся в продаже инструментов очень ограничены в своей способности точно и точно измерять содержание элементов с Z <11 в большинстве природных земных материалов.
    • Анализ
    • XRF не может различить вариации среди изотопов элемента, поэтому эти анализы обычно выполняются с помощью других инструментов (см. TIMS и SIMS).
    • Анализ
    • XRF не позволяет различить ионы одного и того же элемента в разных валентных состояниях, поэтому эти анализы горных пород и минералов выполняются с помощью таких методов, как влажный химический анализ или мёссбауэровская спектроскопия.

    Руководство пользователя — Сбор и подготовка проб

    Практически любой твердый или жидкий материал можно проанализировать, если доступны соответствующие стандарты. Для горных пород и минералов типичные коммерческие инструменты требуют образца, содержащего не менее нескольких граммов материала, хотя собранный образец может быть намного больше. Для химического анализа горных пород методом XRF отбираются образцы, размер которых в несколько раз превышает размер самого крупного зерна или частицы в породе. Затем этот исходный образец подвергается серии стадий дробления, чтобы уменьшить его до среднего размера зерна от нескольких миллиметров до сантиметра, когда его можно уменьшить путем разделения на небольшую репрезентативную выборку от нескольких десятков до сотен граммов.Затем этот небольшой разбитый образец измельчают в мелкий порошок с помощью любого из множества методов для создания образца XRF. На этом этапе необходимо особенно внимательно относиться к составу оборудования для дробления, которое неизбежно в некоторой степени приведет к загрязнению образца.

    Сбор данных, результаты и представление

    • Рентгеновский спектр
    • Таблица данных
    • Пределы обнаружения
    • точность
    • Точность
    • База данных и графики
    • Оценка качества данных (листовки, тренды, дискриминантные поля)
    • Геохимические участки

    Литература

    Следующая литература может быть использована для дальнейшего изучения рентгеновской флуоресценции (XRF)

    Следующая литература может быть использована для дальнейшего изучения метода XRF и использования данных XRF.
    • Фиттон, Г., 1997, Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия, в Гилле, Р. (ред.), Современная аналитическая геохимия: Введение в количественный химический анализ для исследователей Земли, окружающей среды и материалов: Аддисон Уэсли Лонгман, Великобритания.
    • Поттс, П.Дж., 1987, Справочник по анализу силикатных пород: Чепмен и Холл.
    • Роллинсон, Х., 1993, Использование геохимических данных: оценка, презентация, интерпретация: John Wiley, NY.

    Ссылки по теме

    Для получения дополнительной информации о рентгеновской флуоресценции (XRF) перейдите по ссылкам ниже.

    Общая информация о принципах и применении XRF:
    Для получения дополнительной информации о лабораториях XRF перейдите по ссылкам ниже: Для получения информации о наличии стандартов перейдите по ссылкам ниже:

    Источники геохимических данных

    • EarthChem — международная база данных, объединяющая активы PetDB, NavDat и GeoRoc. Выполните поиск в базе данных для анализа по местоположению, типу породы, химическим параметрам или ссылкам в литературе.
    • Геохимическая эталонная модель Земли (GERM) содержит несколько баз данных, геохимию всех резервуаров на Земле, современные палео, горные породы и геомагнитные данные

    Преподавательские мероприятия и ресурсы

    Преподаватели, лаборатории и ресурсы, относящиеся к рентгеновской флуоресценции (XRF).

    Примеры использования данных XRF в учебной деятельности см .:
    • Геофизическое образование в новой киберинфраструктуре, Кент Ратаески, Государственный университет Монтаны.Эти модули содержат учебные пособия и примеры, охватывающие ряд геологических приложений с использованием базы данных EarthChem Geochemical Database. Модули включают:
      • Физические и химические вариации вдоль вулканической дуги Центральной Америки, Кент Ратаески, Университет Западной Джорджии
      • Глобальная геохимия базальтов Срединно-океанических хребтов, Кент Ратайески, Университет Западной Джорджии
      • Вулканические поля Северной Америки, Кент Ратайски и Брайан Стогнер, Университет Западной Джорджии
      • Вулканические формы рельефа и состав магмы Кент Ратайески, Университет Западной Джорджии
      • Кайнозойская вулканическая история на западе США, Кент Ратаески, Университет Западной Джорджии
      • Изотопные составы Sr основных вулканических пород, Западная часть США, Кент Ратаджески, Университет Западной Джорджии
      • Состав магматических пород и тектоника плит, Аллен Глазнер, Университет Северной Каролины
      • Кристаллизация-дифференциация базальтовой магмы (Килауэа Ики) Кент Ратайески, Государственный университет Монтаны
      • Составовое разнообразие вулканических свит — сравнение горных пород горы.Кальдеры Мазама и Йеллоустон, Кент Ратайски, Государственный университет Монтаны,
    • Исландия — задача, поставленная с использованием таблиц Excel по диаграммам вариаций и эволюции лавы Тингмули, Исландия, Джефф Теппер, Университет Пьюджет-Саунд
    • Palisades Sill — набор задач, объединяющий петрографию и геохимию всей породы по химической дифференциации в Palisades Sill, подготовленный Мэтью Горрингом Государственным университетом Монклера, кафедра Земли и окружающей среды. Исследования
    • Батолит Сьерра-Невады — комплексное упражнение с использованием ручных образцов, петрографии, карт и геохимии всей породы по модификации магмы в центральном батолите Сьерра-Невады, выполненное Дженнифер Веннер из Университета Висконсина Ошкош

    Другие ресурсы для преподавания геохимии цельной породы (основные и микроэлементы)

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *