Мал «Карлик», да удал — С миру по нитке — LiveJournal
Знакомьтесь – это трактор «Карлик».«Карлик» стал одним из первых советских тракторов, выпускающимся в промышленном масштабе. В 1920-х годах в СССР возникла необходимость в восстановлении и механизированнии сельского хозяйства. Но оказалось, что так называемые русские тракторы, за исключением «Запорожца», существуют либо на бумаге, либо только в головах своих создателей. Из-за физического отсутствия тракторов сделать о них какое-то техническое заключение было невозможно. Поэтому в специальной комиссии отдали предпочтение зарубежным образцам, уже проверенным в отечественных условиях эксплуатации. Но разрешили изобретателям продолжить свои работы.
И тут всех изобретателей опередил Яков Мамин – уроженец г. Балаково Саратовской области, ученик Федора Блинова (создателя первого русского трактора). Мамин взял характеристики «Запорожца» и улучшил их – так появился трактор «Карлик». Произошло это в 1924 году.
Новый трактор был простым, даже примитивным по своей конструкции – это позволило быть трактору доступным для крестьянина-единоличника (не требовало высокой квалификации в обслуживании и максимально упрощало ремонт). Это был колесный, небольшой (вес – всего 1400 кг) трактор, работающий на сырой нефти.
Но выпускали трактор недолго. Да и вообще выпустили мало моделей – всего около 20 штук. Дело в том, что «Карлик» опоздал со своим появлением по времени – к 30-м годам страна уже нуждалась в более мощных тракторах, а время крестьян-единоличников прошло и «Карлик» стал просто неактуальным. А Мамина стали упрекать в том, что он создал «кулацкий» трактор.
Но «Карлик» всё равно вошел в историю как поистине народный трактор. А собирали трактор в г. Марксштадт на заводе «Возрождение». Этот город сейчас называется городом Марксом (Саратовская область), а завод переименован в «Волгадизельаппарат». Возле проходной завода и установлен памятник «Карлику», что на фотографии.
«Русский трактор «Гном» | Статьи
«Еще с 17 года один из русских самоучек-изобретателей, Яков Васильевич Мамин, представил проект удобного при нашем бездорожье небольшого трактора, заменяющего по крайней мере от 16 до 32 лошадей. Этот трактор уже (…) показал свою производительность. (…) Изобретатель-конструктор, один из удачников, бывший рабочий, превратившийся во владельца довольно крупного механического завода в гор. Балаково, ручается, что (…) на бывшем своем заводе может выпускать этих тракторов от 250 до 300 штук в год».О Якове Мамине (1874-1955) ныне говорят: «несбывшийся российский Форд». Солженицынский типаж — из тех людей, которые могли стать основой России, не случись Октября. Сын управляющего барским имением, ученик Блинова — пионера нашего тракторостроения, в начале ХХ века Мамин разработал оригинальный двухтактный двигатель, работающий на сырой нефти, создал трактор «Карлик» («Гном» — улучшенная модификация), раскрутил вместе с братом Иваном производство (кредит получили у хозяина отца, передав ему собственноручно изготовленный локомобиль)… После революции «все годные станки были вывезены и этим завод был изувечен в смысле производства. В течение двух лет этот способный человек (…) исполнял обязанности пастуха, у него не было никаких иных средств к существованию». Мамин, однако, сумел пробиться на коллегию Наркомзема. ВСНХ сделал заказ на 150 «Гномов».
«Таковы были благие пожелания. После указанного решения Мамин покатил в Балаково (…). Но там самарский совнархоз и местные работники никак не хотели понять, что дело, порученное Мамину, есть важнейшее дело всего нашего пролетарского строительства. Вместо содействия началась обычная волокита».
Вся дальнейшая статья — рассказ о маминских мытарствах: его не пускали на завод, мешали получить недостающее оборудование, заказ самовластным губернским решением перекинули на другое предприятие, где не было нужных станков…
«Никаких особых невыполнимых условий изобретатетель Мамин не предъявляет. К его голосу нужно прислушаться и всесторонне использовать организаторский талант, знания и умения этого выдающегося человека».
Сработала ли известинская защита? Должна была сработать. По крайней мере в том же номере газеты — сообщение о заседании Московского ревтрибунала. Судили шестерых бывших ответственных работников ВСНХ и Управления автомобильных заводов. Обвинение: из-за «недопустимой халатности, нераспорядительности и бесхозяйственности» сорвано правительственное задание «по производству автоплугов системы «Фаулер» (то есть аналогичная история). При этом, правда, решено «обвинение считать доказанным, но, принимая во внимание громадные заслуги перед революцией всех обвиняемых, наказанию их не подвергать».
К середине 1920-х выпуск мелкосерийных тракторов, вроде маминского, свернули (одно из обоснований — «машины для кулаков»), производство сосредоточили на крупных предприятиях. Мамин потом работал в Челябинске. К концу жизни был награжден орденом Трудового Красного Знамени, его имя носит улица, есть мемориальная доска. Брат Иван погиб в ГУЛАГе.
Завод «Волгодизельмаш» ныне называется завод «Волжский дизель имени Маминых».
- Карлик — первый советский трактор массового производства
- bolivar_s wrote in hist_etnol
- November 16th, 2018
Не так давно наш город потерял одно из своих старейших предприятий, завод им Маминых. Увы, та продукция, которую он выпускал окончательно устарела. Но это рынок, на смену старым технологиям приходят новые, более прогрессивные.
А ведь когда-то именно на этом заводе выпускали первый русский трактор Карлик…
«Карлик» был сконструирован балаковским инженером Яковом Маминым. Это была усовершенствованная модель на основе другого трактора «Гном», которая стала первой советской моделью, которая выпускалась в промышленном масштабе.
Карлик появился на свет в 1924 году и по некоторым параметрам превосходил своих предшественников.
Некоторые идеи Мамина, такие как почвозацепы, выступы-спицы на колесах трактора, которые резко увеличивали тягловую силу, потом активно использовались за бугром.
С 1924 по 1928 год завод «Возрождение» каждый день выпускал по 5 тракторов.
Но и в то время технологии не стояли на месте, и Карлик потерял свою актуальность и был снят с производства. Но тем не менее этот трактор стал частью великой истории отечественной промышленности, и в частности яркой страницей истории небольшого городка на Волге Балаково.
Это дом в котором жил Яков Васильевич Мамин. Сегодня тут располагается Балаковская районая ветеринарная лабаратория.
https://cont.ws/@lk55lk/1033401
В 1769 году, первым, самоходно-дорожно-транспортным средством стал военным трактор. Его изобрел французский инженер и механик, Николя Иосиф Кугно Cugnot (1725 — 1804).
Мсье Кюгно использовал паровой двигатель для движения своего автомобиля, построенного под его руководством в Париже на фабрике»Арсенал».
Уникальный трактор был использован во Французской Армии для перевозки артиллерии с огромной по тем временам скоростью 2.5 мили в час только на трех колесах!
Автомобиль приходилось останавливать каждые десять-пятнадцать минут, чтобы накопить паровой энергии и подбросить угля.
Паровой двигатель и котел были отделены от остальной части автомобиля и расположены в передней части (см. гравюру).
На следующий год (1770), Cugnot построил паровой трехколесный велосипед, на котором умещались четверо пассажиров.
1. Трактор конструкции Блинова
Образец трактора Блинова до настоящего
времени не сохранился, имеющийся макет изготовлен по чертежам, выполненным под
руководством Я.М.Мамина — ученика Ф.А.Блинова. Изготовитель: Чугунолитейный и механический завод Блинова, село Балаково Саратовской губернии. Год выпуска: 1896 |
2. Трактор конструкции Мамина
Это был первый в России колесный трактор более
простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На этом тракторе
впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий,
экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. Двигатель этого
трактора работал на сырой нефти. Назначение: для пахоты с трехкорпусным или шестикорпусным прицепным плугом, а также для привода стационарных машин. Изготовитель: Завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В.Мамина, г.Балаков Саратовской губернии. Год выпуска: 1912 |
3. Тракторы Карлик и Гном
В начале 20-х годов Я.В.Мамин занялся разработкой конструкции трактора
для обработки небольших крестьянских наделов. Общим для этих тракторов было
использование оригинальных калоризаторных двигателей с повышенной степенью сжатия. — для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин. Изготовитель: — завод «Возрождение», г. Марксштадт, Республика Немцев Поволжья (ныне г. Маркс Саратовской области). Год выпуска трактора Гном: 1919 Год выпуска трактора Карлик: 1924 |
3-1. Памятник трактору «Карлик» в Марксе, Саратовская обл., Россия:
4. Трактор Запорожец
Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных
отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост
в производстве и эксплуатации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель
калоризаторного типа работал на сырой нефти. Это был самый простой из
выпускавшихся в начале 20-х годов трактор. Изготовитель: завод «Красный Прогресс» (« Год выпуска: 1923-27 |
4-1. Памятник Трудовой славы (макет трактора «Запорожец»):
Табличка трактора Запорожец:
Местоположение объекта: г. Токмак, ул. Революционная, площадь перед управлением завода им. Кирова
5. Трактор Коломенец-1
На Коломенском заводе тракторостроение началось с изготовления копии
трактора «Могул» американской компании «Интернешнл Харвестер». Однако после
испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежной
техники, в конструкции которой было много сложных в производстве и эксплуатации
узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой и
удобный трактор «Коломенец-1». Основным топливом была сырая нефть. Были
разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием
радиатора, увеличенным числом передач. Изготовитель: — Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна Московской области; — Брянский завод «Профинтерн» (ныне Брянский машиностроительный завод). Год выпуска: 1923-29 |
6. Трактор Фордзон — Путиловец
В начале своего развития отечественная тракторостроительная
промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных тракторостроительных фирм,
имевших в массовом производстве отработанные конструкции тракторов. Поэтому в
начале 20-х годов в качестве прототипа был выбран самый распростроненный в мире
трактор «Фордзон» американской фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из
крупнейших машиностроительных предприятий — заводе «Красный Путиловец». Трактор
имел компановку, которая впоследствии стала называться классической для колесных
тракторов: два задние колеса — ведущие, а два передние — направляющие. Во второй половине 20-х годов трактор «Фордзон-Путиловец» был самым распростроненным в отечественном сельском хозяйстве. Изготовитель: завод «Красный Путиловец», Ленинград. Год выпуска: 1924-33 Общее количество выпущенных тракторов: 36100 | Трактор “Фордзон-Универсал” / |
6-1. Памятник трактору «Фордзон-Путиловец» в станице Григорополисская, Ставропольский край, Россия:
«Фордзон-Путиловец» племколхоз «Россия» Ставропольский крайhttp://www.liveinternet.ru/
6-2. «Фордзон — Путиловец» в селе Нижний Шибряй:
12 июня 2011 г. — Открытие памятника трактору «Фордзон — Путиловец» в селе Нижний Шибряй
6-3. Памятник первому трактору в село Брейтово, Ярославская обл., Россия:
Этот трактор был выпущен в 1929 году в Ленинграде на заводе «Фордзон — Путиловец».
Но это — уже другая модель — «Фордзон — Универсал»
Этот трактор, замерший на кирпичном пьедестале в центре Брейтово, увековечил славу некогда передового сельскохозяйственного района. В тяжелом для Советской страны 32 году тракторная колонна из девяти машин прибыла на поля на смену лошадиной тяге.
7. Тракторы Г-50, Г-75, З-90
Тракторы Г-50, Г-75, З-90 Харьковского паровозостроительного завода. (Цифра в модификации указывает мощность двигателя в л.с.) В качестве прототипа при разработке на ХПЗ был взят трактор ВД-50 немецкой фирмы «Ганомаг», в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин. Назначение: для работы с 6 — 8 — корпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и для транспортных работ. Изготовитель: Харьковский паровозостроительный завод — ХПЗ (ныне — Машиностроительный завод им. Малышева). Год выпуска: 1924-36 Общее количество выпущенных тракторов: 3900 |
8. Тракторы Универсал
Назначение: — для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Изготовители: — завод «Красный Путиловец», Ленинград (1934-40), — Владимирский тракторный завод (1944-55). Общее количество выпущенных тракторов: 211500 | Farmall был первым универсальным трактором, сделанным компанией. Первоначально его просто назвали «Farmall», и только в 1931, они начали называть это «Farmall Regular». Собственно это предшественник советского Универсал-1 — тем и интересен. Простой Американский трактор. Выпускался 1932 по 1938 год. http://kerrangjke.livejournal.com/12474.html
|
8-1. Старый Острополь, Хмельницкая область, Украина. Трактор Универсал-2 ВТЗ:
Тракторы «Универсал» предназначены для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Оснащались керосиновым двигателем мощностью 22 л.с., имели 3 скорости движения вперед и 1 назад (3,9 — 8,1 км/ч), эксплуатационная масса трактора У-2 — 2108 кг. Выпускались на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 гг. (ранее, с 1934 по 1940 гг. выпускались на заводе «Красный Путиловец» в г. Ленинграде). Общее количество выпущенных тракторов марки «Универсал» — 211500 шт.
8-3. Памятник трактору «Универсал-2» в Белоруссии:
8-4. Станица Староджерелиевская:
У него есть имя – модель У-2 (звучит почти так же, как название истребителя авиаконструктора Уточкина). А расшифровывалось это имя так: «Универсал-2». Почему «Универсал» – практически все полевые работы мог выполнять этот небольшой на вид труженик, – на нём пахали, сеяли, боронили и т.д. Почему «2» – впереди у трактора было два колеса (существовала ещё модель У-1, тоже трактор первых пятилеток, но с одним передним ведущим колесом). Появился этот трактор в станице Староджерелиевской как первая ласточка индустриализации. Наверное, очень удивлялся ему крестьянин, – колхозы тогда образовались всего лишь недавно. И У-2 со своими железными колёсами, ребристыми и шипастыми, действительно был диковинкой. Он степенно пыхтел двигателем, который тракторист (тоже представитель диковинной в начале тридцатых годов профессии!) заправлял обыкновенным керосином. Старики настороженно принюхивались к керосиновой гари, синим облачком плывшей за трактором, и недоверчиво качали головами, – небось, будет пшеница керосином-то отдавать. Но они ошибались. Пшеница в уборку, которую впервые в своей механической жизни проводил У-2, совсем не пахла керосином, зато работал У-2 безотказно и прожил очень долгую, многотрудную жизнь, вплоть до 60-х годов, когда в колхозе, уже носившем название «Советская Россия», было 60 единиц техники.
Наверное, У-2 хорошо помнит, как построили в колхозе мехток с асфальтовым покрытием. Тогда с У-2 сняли шипастые колёса и «переобули» его в колёса, снабжённые резиновыми шинами, – чтобы трактор не разбивал асфальт. У-2, конечно, порадовался обновке, наверняка немного погрустил. Он понимал – время бежит стремительно, и скоро он просто станет не нужен людям, которым так долго служил верой и правдой. Он был прав, но он же… и ошибался. Когда на мехтоке, где в начале 60-х годов работал «старичок» У-2, крутил молотилку, заменили устаревшую технику, «старичка» списали «на пенсию», а его старейший и лучший друг механизатор Скляр Николай Фотиевич был переведён на новую мельницу. Трактор стоял на приколе. Теперь он действительно стал не нужен – так, списанная железка. И Николай Фотиевич тоже вздыхал, работая на мельнице. После того, как списали за старостью его любимца У-2, он чувствовал, что из жизни его ушло что-то очень дорогое. Но порядок есть порядок. Трактор не приведёшь домой. А ведь полжизни почти связано с безотказным и трудолюбивым У-2. Ведь он холил и нежил стальную машину как вполне живого коня. А теперь они – врозь… Но жизнь состоит не только из правил, есть в ней и исключения. «Тебя, Фотиевич, уже не оторвать, видно, от твоего трактора», — пошутили в правлении колхоза и… разрешили Скляру забрать трактор домой. Сделали это исключительно из уважения к механизатору – старейшему ветерану колхоза. Так снова они оказались вместе – Николай Фотиевич и старенький У-2.
Раза два в год выводил Николай Фотиевич У-2 на прогулку – привезти дрова, либо ещё что-нибудь. И снова У-2 степенно урчал двигателем, и вилось за ним вслед синеватое облачко – совсем как тогда, в годы первых пятилеток. И мир, казалось, радовался вместе со старыми друзьями жизни, и солнце весело играло лучами на металлических боках У-2.
А время летело без остановки. К 60-летию Советской власти в 1977 году у станичников созрела мысль увековечить память всех тех механизаторов, что сменили мирное ремесло хлебороба на воинскую профессию, ушли и не вернулись: остались на полях Великой Отечественной.
Объявили в колхозе конкурс на лучший макет памятника. Я был рад, что одобрили мой макет. Собственно, вариантов других и не было, – было решено воздвигнуть на постамент У-2. Поставить трактор на вечную стоянку. Чтобы знали потомки историю не по рассказам, а наглядно.
Определили размеры в натуральную величину постамента. На центральном мехтоке заработало звено энтузиастов – они изготовили вновь железные колёса для У-2, ребристые, шипастые. Отыскали магнето, заново перетянули коленчатый вал. Участвовал в этой реконструкции – что особенно интересно — племянник Николая Фотиевича Скляра – Николай Иванович Скляр (отличный механизатор, один из лучших рационализаторов колхоза «Советская Россия»), инженер колхоза Иван Гаврилович Заиц, слесарь Александр Васильевич Туманов, моторист Георгий Степанович Зяблов. А постамент соорудила бригада под руководством Петра Яковлевича Кирия и инженера-строителя колхоза (ныне покойной) Курловой Галины Фёдоровны, с участием Виталия Александровича Ковалицкого, инженера.
Митинг был назначен на 4 ноября 1977 года. Все колхозники, а среди них старейшие механизаторы – хлеборобы, молодёжь – видимо-невидимо народу пришло на митинг открытия памятника. И хотя шёл мелкий осенний дождик, все терпеливо ждали торжества. Играл духовой оркестр.
Группа механизаторов-ветеранов труда прошла колонной к мехмастерским. Там завели трактор. И за руль У-2 сел, как в далёкие пятидесятые годы, Николай Фотиевич Скляр. Медленным ходом, в сопровождении почётного эскорта, направился У-2 к месту своей теперь уже последней стоянки. На митинге перед сельчанами выступил оратор, рассказал историю У-2. Были названы имена тех, кто работал на нём. А потом – взметнулась и, казалось, расцветила хмурое небо осени задорная песня – марш трактористов «Ой вы кони, вы кони стальные». На глазах старых механизаторов, многие из которых прошли и войну, заблестели слёзы. А может быть, это был дождик. Который моросил, не переставая.
У-2 подъехал к постаменту. Последний раз слили из двигателя горючее, масло. Крановщик Николай Михайлович Мокрищев и молодой сварщик Виктор Романенко застропили У-2 и бережно перенесли его краном на постамент. Грянул Гимн Советского Союза. И застыли в почётном карауле ветераны, молодёжь…
Лучшие трактористы колхоза, победители соревнования на уборке-77 Пётр Харитонович Куча и Иван Максимович Велисевич сняли с мемориальной доски полотно. Ура-а-а!!! – загремело под хмурым небом. – Ура! Слава труду!
На въезде в станицу Староджерелиевскую на постаменте стоит безотказный труженик, трактор У-2. В ветреную погоду его жестяной красный флажок-флюгер, закреплённый на капоте, показывает направление ветра. И кажется, что трактор не стоит на месте, а очень медленно едет. Подвиг народный, подвиг труда длится вечно. И вечен будет он, запечатлённый в священной реликвии, частице истории колхоза «Советская Россия». Помните, молодые колхозники, и никогда не забывайте свою историю. Ведь без истории нет народа.
(на фото — всё же трактор с одним передним колесом)8-6. Памятник первому трактору в Ростовской области, Россия:
Ещё там же:
На дороге Цимлянск — Морозовск в Ростовской области над берегом небольшой и незаметной речки Кумшак, рядом с Парамоновским сельским поселением, стоит памятник трактору. Проезжающие мимо деловито называют его «Фордзон», но это не так…
Это трактор Универсал У-2 Владимирского тракторного завода (четырехколессный, был еще Универсал У-1, трехколесный). Пропашной трактор, предназначен для ухода за хлопком, свеклой, кукурузой и другими культурами, отсюда специфические требования — узкие колеса, малый радиус разворота. Оснащался керосиновым карбюраторным двигателем. Выпускался на ВТЗ с 1944 года на протяжении 10 лет (ранее такой же выпускался на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1933 года).
http://www.golosoff.ru/?id=reports_volgodonsk10058-7. Трактор «Универсал» на постаменте в д. Негневичи:
Аскетизм во всём: по сути это двигатель, коробка передач и колёса. Видимо потому их было и произведено так много, так как в производстве он был недорог — то что было нужно в те годы, когда шла интенсивная модернизация сельского хозяйства.
* Негневичи, Новогрудский район, Гродненская область, Беларусь
9. Трактор СХТЗ — 15/30
Трактор создавался как основное средство для механизации сельского
хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире
тракторов американский «Интернешнл — 15/30» выпускавшегося американской компанией «International Harvester». ( Интернэшнл Харвестер (англ. International Harvester, IH) — американский производитель сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей, основанный в 1902 слиянием McCormick Harvesting Machine Company и Deering Harvester Company ). В процессе создания трактора СХТЗ
15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к
отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в
короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода
— Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000
тракторов в год.Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компановку с рамным
остовом. Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы. Назначение: — для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Изготовители: — Сталинградский тракторный завод (1930-37), — Харьковский тракторный завод (1931-37), — Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50). Общее количество выпущенных тракторов: 390500 | |
9-1. Памятник трактору в Харькове, Украина:
9-2. Памятник первому трактору в селе Старое Сандово, Тверская обл., Россия:СХТЗ 15/30 установлен в качестве памятника в селе Старое Сандово Тверской области, на территории Угличского кремля (Ярославская область), в селе Александровка Республики Мордовия.
http://www.liveinternet.ru/
9-3. Монумент «Слава труженикам села» с трактором СХТЗ 15/30 на территории МСХА им. К. А. Тимирязева в Москве:
Памятник установлен в 2004 году
9-4. Гдов, Псковская область, Россия. Трактор СХТЗ:
Трактор 1930-х гг. на постаменте у ПТУ
http://www.panoramio.com/photo/58270916 19 марта 2013 года со своего пьедестала у здания бывшего ПУ-25 (сегодня
это филиал Псковского лицея) был снят знаменитый железный труженик — трактор СХТЗ.
Сделано это было только ради его сохранения, поэтому сейчас он находится в закрытом боксе и ждёт начала реставрационных работ.
Обновлённый, он получит новую жизнь и будет установлен в центре города,
как памятник трудного, но самого яркого времени сельскохозяйственного
процветания села.
Решение о переносе трактора на новое место было принято депутатами районного Собрания депутатов.
Если у вас есть интересные обоснованные предложения по новому месту
установки трактора-памятника, сообщайте в редакцию или в Гдовский музей
истории края. Все предложения будут рассмотрены.
Координаты: 58°44’8″N 27°49’11″E
9-5. Пинск. Трактор «Капитан»:
Перед входом в музей на постаменте стоит древний трактор, украшенный вот такой табличкой:
В 1940 году молодой житель д. Туры В. Р. Потрубейко на этом тракторе работал на полях колхоза «17 Сентября». В начале Великой Отечественной войны он его разобрал и спрятал, а когда война закончилась – собрал обратно и продолжал на нём трудиться. И сейчас этот трактор установлен у входа в Музей Белорусского Полесья.»
http://mita.by/maestro/?p=40859-6. Памятник трактору Паши Ангелиной в п.г.т.Старобешево, Донецкая обл., Украина:
СХТЗ-15/30. В 30-40-е годы ХХ в. он был самым распространенным во всех республиках Советского Союза. На таком тракторе работала Паша Ангелина, знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, дважды Герой Социалистического Труда. В 1937 году производство тракторов было свернуто и переориентировано на выпуск гусеничных пахотных тракторов СХТЗ-НАТИ.
http://www.liveinternet.ru/http://perspektiva-info.by/
9-7. Трактор СХТЗ 15/30 в Саратове на Соколовой горе:
9-8. Парк Победы г. Саратова:
Трактор СТЗ-15/30 (копия американского «Интернешнл»), 1930 г.
9-9. Парк Победы г. Саратова:
Трактор производства СТЗ с бороновальным агрегатом завода «Красный Аксай»:
* * * * *
3. Памятник первому трактору в селе Воробьево, Калужская обл., Россия:
7. Памятник первому трактору в Нурлате, Татарстан, Россия:
20. Крыжополь, Винницкая область, Украина:
Трактора СССР были первыми машинами, выпуску которых придавалось большое значение. Спецтехнику поставляли в колхозы, задача которых состояла в выполнении продовольственной программы. Первые трактора обеспечили высокую производительность труда при выполнении сельскохозяйственных работ. Несмотря на малую мощность, они хорошо справлялись с поставленными задачами. Трактористы в союзе были почитаемыми людьми, считались грамотными и образованными.
Советские колесные трактора
В начале 20-х годов 20 века на ленинградском заводе «Красный Путиловец» приступили к выпуску российского трактора. Основой конструкции советской машины послужила американская модель, пользующаяся высоким спросом за рубежом. Поэтому Фордзон — прототип последующих колесных советских тракторов. От конструкторов завода требовалось усовершенствовать зарубежную модель в кратчайшие сроки.
Машина была безрамной, с поперечно установленным 4-цилиндровым двигателем. В качестве горючего служила сырая нефть. Весила около 2 т, развивала скорость до 3-х км/ч. Использовалась преимущественно на сельскохозяйственных работах и для перемещения грузов. Так было положено начало массовому производству колесных тракторов.
Первый трактор в СССР был выпущен в 1923 г. Это была универсальная машина, востребованная колхозами и промышленными предприятиями. Советские трактора во многом обусловили успех первых пятилеток, задачей которых был подъем народного хозяйства. Все модели спецтехники использовалась для выполнения широкого спектра работ:
- вспашки полей;
- буксировки тяжеловесных грузов на лесопильных предприятиях;
- на строительстве дорог и зданий;
- в коммунальном хозяйстве.
Минитрактора выпускались небольшими партиями, т. к. их конструкция непрестанно совершенствовалась.
Коломенец 1
Начиная с 1923 года в течение 6 лет на заводе тракторостроения в г. Коломна осуществлялось производство тракторов Коломнец 1. Это был почти полный аналог американского Могул. Но советские конструкторы отказались от нескольких узлов зарубежной машины и тем самым облегчили конструкцию российской. Это обеспечило ее более высокую скорость.
Коломенская модель имела рамный остов, была оснащена двухтактным одноцилиндровым двигателем мощностью 25 л. с. Силовую установку расположили вертикально, радиаторную систему охлаждения заменили градирней. Всего было выпущено 500 машин этой модели.
Запорожец
В 1923 году на заводе «Красный Прогресс» было запущено производство тракторов Запорожец. Это была облегченная модель, специально созданная для работы с двухкорпусным плугом. Отличительная особенность машины в том, что ее изготавливали из недорогих и доступных материалов. Двигатель работал на сырой нефти. Для запуска требовалось раскалить запальную головку. У машины было 3 колеса — 2 передних и 1 заднее. Агрегат мог развивать скорость не более 3,6 км/ч.
Карлик
В начале 20-х годов прошлого века талантливым российским изобретателем Я. В. Маминым были разработаны два трактора — Гном и Карлик. В отличие от иностранных моделей, это были легкие и маневренные машины, простые в сборке и ремонте. В конструкцию Карлика входил не имеющий аналогов одноцилиндровый двигатель высокого сжатия, изобретенный Маминым.
Несмотря на легкий вес (до 1,4 т) и невысокую мощность в 12 л. с., Карлик обладал большей тяговой силой, чем зарубежные тракторы, и превосходил по этому показателю даже американский Фордзон. Все это обеспечило высокий спрос на данную модель, и в течение 4 лет завод «Возрождение» ежедневно выпускал Карликов 1.
Фордзон-Путиловец
В 1924 г на заводе «Красный Путиловец» приступили к производству трактора Фордзон-Путиловец. Правительством было принято решение о выпуске машин на основе модели американского Фордзона, но адаптированных для российских условий. Тем самым сокращали время, требуемое для разработки отечественной модели.
Фордзон-Путиловец стал основой для всей колесной спецтехники. Машина оснащалась четырьмя колесами, задние из которых были ведущими. В передней части находился вертикально установленный двигатель. Сиденье оператора располагалось над задним мостом.
Особенность модели в том, она имеет безрамную конструкцию. Такой прием был использован впервые в мировом машиностроении. Таким образом добились нескольких преимуществ:
- более легкого веса;
- маневренности;
- экономии на материалах изготовления;
- более высокой скорости перевижения.
Четырехтактный четырехцилиндровый двигатель карбюраторного типа обеспечивал мощность 20 л. с. Машина управлялась КПП с тремя передачами: двумя передними и одной задней.
Универсал
В начале 30-х годов прошлого века на Кировском заводе в Ленинграде приступили к производству мощного по тем временам трактора Универсал. Машина разрабатывалась с целью механизации посева и обработки пропашных культур. Прототипом послужил американский Фармолл. Но в процессе разработки российской машины конструкция зарубежной была настолько изменена, что Универсал считают самостоятельной моделью. Причем одновременно были сконструированы сразу две ее модификации, а через некоторое время третья и четвертая:
- «У-1» — для обработки высококостебельных пропашных культур.
- «У-2» — для низкостебельных.
- «У-3» — для междурядной обработки.
- «У-4» — для уборки хлопка.
Характеристики трактора Универсал позволяли использовать его и в качестве тяговой техники. В середине 30-х годов эти машины выпускали сразу на двух заводах: Кировском и Владимирском тракторном.
Т-150
Т-150, выпускаемый Харьковским и Минским тракторными заводами, стал самой мощной и быстроходной сельскохозяйственной машиной 60-х годов 20 века. Разработкой этой техники занимались ведущие конструкторы и изобретатели Советского Союза. Они решали задачу массовой поставки модернизированной спецтехники на смену устаревшим моделям.
Технические характеристики трактора:
- мощность — 170 л. с.;
- скорость оборотов коленвала — 2100 в минуту;
- минимальный радиус поворота — 6,5 м;
- дорожный просвет — 400 мм;
- тяговое усилие — 6000 кгс.
Машина оснащалась бензиновым шестицилиндровым двигателем с турбонадувом СМД-60, запуск которого осуществлялся электростартером. Начиная с 1971 года на Т-150 начали устанавливать более мощные двигатели: ЯМЗ-236, 236НЕ, 238М2. Трансмиссия трактора гидромеханическая с 2-дисковым сцеплением и пневматическим приводом. Остов полурамный, коробка передач механического типа.
Гусеничные трактора СССР
Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.
В результате были сделаны выводы о том, что выгоднее и безопаснее в эксплуатации машины на базе гусениц.
В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:
- более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
- снижен риск пробуксовывания;
- более высокие тяговые характеристики.
В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.
Техника данного вида представлена следующими моделями.
Коммунар
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
Технические характеристики трактора Коммунар:
- масса — 8,5 т;
- мощность — 50 л. с.;
- максимальная скорость — 7 км/ч;
- коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).
Дт-54
В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.
Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.
Т-100 – знаменитая «сотка»
С 1963 по 1977 гусеничный трактор выпускался Челябинским тракторным заводом и имел большой модельный ряд. Был оборудован 4х-тактным двигателем Д-108, работающим на дизельном топливе. Кабина отличалась повышенной комфортностью за счет мягкого сиденья и вентиляции салона.
Первая модель была спроектирована для использования в составе бульдозера ДЗ-53, который имел канатную систему для управления навесного оборудования. В дальнейших модификациях система была заменена на гидравлику. Промышленный трактор использовался на стройках как шасси для подъёмного крана, трубоукладчика, свайного копра; в сельскохозяйственной отрасли популярностью не пользовался из-за малой скорости.
Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР
Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.
Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.
Советские бульдозеры
Бульдозер – это гусеничный или колесный трактор либо тягач, оснащенный навесным оборудованием, называемым отвалом. Служит для послойного копания почвы или перемещения полезных ископаемых, строительных и прочих материалов. В СССР выпускались бульдозеры, базирующиеся, в основном, на гусеничных тракторах. Вот некоторые из них:
- ДЗ-29 (Д-535) на базе ДТ-75;
- ДЗ-53 (Д-492А) на базе Т-100;
- Т-150Д – бульдозерная модификация трактора Т-150;
- Т-180Г и Т-180Г2 на базе Т-180;
- Т-330Р1-01 на базе Т-330;
- ДЭТ-250М2 – бульдозерная модификация тяжелого промышленного трактора ДЭТ-250.
Отдельного упоминания заслуживает Т-800 – самый большой бульдозер, который начали выпускать с 1983 года на ЧТЗ. Основной целью его создания являлась добыча алмазов в Якутии.
Список тракторных заводов СССР
Создание единого тракторного хозяйства СССР началось с момента подписания В. И. Лениным Декрета «Об едином тракторном хозяйстве» в 1920 году. Машиностроительные заводы стали серийно выпускать тракторы различного назначения; а также начинается строительство тракторных заводов.
Список переквалифицированных и профильных заводов:
- Онежский тракторный завод (основан в 1703 году)
- Кировский завод или «Красный Путиловец», ныне Петербургский тракторный завод (основан в 1801 году)
- Брянский машиностроительный завод (основан в 1873 году)
- «Красный прогресс» (основан в 1882 году)
- Завод имени Малышева (основан в 1896 году)
- Сталинградский (Волгоградский) тракторный завод (основан в 1930 году)
- Харьковский тракторный завод (основан в 1930 году)
- Челябинский тракторный завод (основан в 1933 году)
- Алтайский тракторный завод (основан в 1941 году)
- «Липецкий трактор» (основан в 1944 году)
- Владимирский моторо-тракторный завод (основан в 1945 году)
- Минский тракторный завод (основан в 1946 году)
- Павлодарский тракторный завод (основан в 1966 году)
- Чебоксарский завод промышленных тракторов (основан в 1972 году)
Музей истории трактора
Посмотреть промышленные машины и легкую сельхозтехнику, выпускаемую в советское время можно в Чебоксарском «Музее истории трактора», который открыл свои двери 1 января 2017 года.
Количество представленных здесь моделей превышает 50 тракторов различного назначения, в их числе не только спроектированные в СССР, но и машины зарубежных марок. В коллекции музея есть 600 миниатюрных моделей: старинные тракторы с реальными фото, названиями и подробным описанием. А сколько старой литературы по тракторостроению хранится в огромной библиотеке. В ней вы найдете как конструкторские разработки первого трактора с карбюраторным двигателем СТЗ-15/30 далекого 1930 года; так и новейшие изобретения, вплоть до 2015 года.
А есть у нас любители истории из Чебоксар? Уже побывали в Музее истории трактора?
Полезной была информация о колесных и гусеничных тракторах СССР?Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.Да, все понятно и подробно расписано 86%, 6 голосов
6 голосов 86%
6 голосов — 86% из всех голосов
Нет, буду искать больше 14%, 1 голос
1 голос 14%
1 голос — 14% из всех голосов
Всего голосов: 7
08.04.2020
×
Вы или с вашего IP уже голосовали. ГолосоватьТрактор — это многофункциональная, универсальная машина, работающая как тягач и как привод, приводящий в действие разнообразные сельскохозяйственные механизмы, прицепляемые к ней. Применение трактора привело к экономии времени, повышению производительности труда и увеличению скорости выполняемых сельскохозяйственных работ. Появление тракторов позволило заменить мускульную силу животных механической тягой.
Первые тракторы имели паровые двигатели и представляли собой небольшие колесные машины. В 1850 году англичанин Уильям Говард впервые использовал для пахоты локомобиль (паровой автомобиль). Во второй половине XIX в. паровые плуги нашли широкое применение в ряде европейских стран. В Англии к этому времени их было более 2 тысяч. В 1888 году в России появился трактор на гусеничном ходу, правда, все еще с паровым двигателем. Его изобретателем был Ф.А.Блинов. К сожалению, в России ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности этот трактор востребованным не был.
Трактор «Холт» 1912 г.
Первые тракторы, оснащенные двигателями внутреннего сгорания, были собраны в 1901 году американскими инженерами Ч.В.Хартом и Ч.Парром. Правда, они были велики для небольших ферм, тяжелы, часто ломались, требовалось много времени на их ремонт, помимо этого имелась еще масса конструкционных недостатков. Постепенно машины совершенствовались, уменьшились их размеры, вес и мощность, зато значительно увеличилась их надежность. С 1907 года они получили широкое распространение. Этому в немалой степени способствовало создание целой сети ремонтных мастерских и хорошо налаженному выпуску запчастей. В 1912 г. фирма «Холт» стала выпускать гусеничные трактора.
Тракторостроение, как отрасль, родилась в 1917 году с началом массового производства тракторов на заводах Форда. В 1920 году в Америке было продано 200 тыс. тракторов разных конструкций. Вскоре трактор выполнял на ферме около 90% пахотных работ. Снабдив двигатель специальным шкивом, к нему подключали косилки, молотилки, соломорезки, мельницы, маслобойки, лесопилки и прочие вспомогательные механизмы. Половина работ по уборке урожая припадала теперь на долю трактора. Сфера применения трактора еще больше расширилась после изобретения прицепных машин.
Трактор «Коломенец»
В России важность для страны тракторов была оценена после 1917 года. Для постройки тракторов были выделены значительные средства. В 1919 году появился трактор «Гном», мощность его нефтяного двигателя была равна 11,8 кВт. Его изобретателем был Я.В.Мамин. Объем первых советских тракторов — «Гном», «Коломенец-1» (1922г.), «Запорожец» (1922—1923 г.г.), «Коммунар» (1924 г.), «Карлик» (1924 г.) был невелик, но многому научил, способствовал появлению первых кадров тракторостроителей. По настоящему массовым стало производство тракторов с 1930 года, когда построили тракторный завод в Сталинграде, выпускавший 150 единиц СТЗ-15/30 в сутки. С 1931 г. начал выпускать тракторы ХТЗ Харьковский тракторный завод, с 1933 года начал работать Челябинский тракторный завод, производивший гусеничные тракторы С-60. Начиная с 1938 года происходит дизелизация тракторов, гусеничные дизельные трактора начинают производить на ЧТЗ. За 10 лет перед войной было выпущено около 700 тысяч тракторов (40% мирового производства). После войны (47-62 г.г.) в стране построили еще шесть крупнейших тракторостроительных завода. И сегодня не прекращается усовершенствование тракторов. Применяются новейшие узлы и агрегаты, внедряются современные средства автоматики, управляющие отдельными агрегатами. Появились высокомощные трактора со всеми ведущими колесами.
Ваш заархивированный файл будет включать размеры ниже. ЭТО СВЕТЛЫЙ ЗАПОЛНИТЬ СТРОЧКУ. ВАША ТКАНЬ ПОКАЖЕТ ЧЕРЕЗ.
Малый 3.86 «(ш) x 3.41 » (ч) (97.9 x 86.7 000000 ТРЕБУЕТСЯ: вышивальная машина и возможность перенести рисунок с вашего компьютера на машину для использования этого файла (USB-накопитель работает хорошо). Этот список предназначен только для файла цифровой машины, а не для готового изделия. Для машинного вышивания Поскольку эти позиции представлены в цифровом формате, возврат средств не производится. Вы можете использовать эти файлы для создания предметов для личного использования или для продажи, но вы не можете перепродавать или распространять образцы. Изменение размера или редактирование проектов не рекомендуется. Полное решение Технологии GNOME были использованы для создания ряда весьма успешных потребительских товаров. Они могут быть приняты как полнофункциональный программный стек или на выбор. Какой бы вариант ни был выбран, их постоянное развитие как часть GNOME 3 означает, что они активно поддерживаются, постоянно тестируются и всегда развиваются в ответ на реальные потребности пользователей. Если вы заинтересованы в принятии любой из этих технологий или хотели бы поддержать их постоянное развитие, Фонд GNOME может помочь вам. Большинство технологий GNOME возникли и активно развиваются в GNOME. Другие размещаются в других местах, а участники сообщества GNOME являются активными участниками. Эта готовность работать за пределами сообщества и активно формировать весь стек является одной из отличительных черт проекта GNOME. GNOME хорошо совместимы с ядром Linux. Участники проекта GNOME являются активными участниками ядра, и мы помогаем формировать будущее этого важного проекта. GNOME тесно связан с systemd. Ряд системных функций появился в проекте GNOME, а постоянное сотрудничество обеспечивает эффективную интеграцию с этой основной технологией. Базовая объектная система, используемая в GNOME, которая предоставляет большой набор служебных функций. Система шины сообщений: простой способ для приложений общаться друг с другом. D-Bus также помогает координировать жизненный цикл процесса. Обнаружение и управление силовыми устройствами. Непрерывная интеграция и тестирование операционной системы, а также установка, распространение и обновление операционной системы следующего поколения. Технология распространения и установки приложений следующего поколения.Позволяет создавать изолированные кросс-платформенные приложения. GNOME был известным пользователем и участником основных серверов дисплеев Linux, и мы находимся на переднем крае принятия Wayland. Базовая структура доступности, которая предоставляет интерфейсы для вспомогательных технологий. Инструментарий графического интерфейса пользователя GNOME, позволяющий создавать современные динамические интерфейсы. Возможности включают CSS-стилизацию, живой самоанализ, OpenGL, мультитач и поддержку специальных возможностей. Системный пользовательский интерфейс для запуска и переключения приложений, просмотра уведомлений и состояния системы. Тесно интегрирован с Mutter, оконным менеджером GNOME. Общесистемная поисковая система, инструмент поиска и система хранения метаданных. Виртуальная файловая система (VFS) с API для доступа к файлам и управления ими. Предоставляет доступ через Samba (Windows), AppleTalk (MacOS X) и Звуковая система с расширенными возможностями, такими как передача звука между компьютерами, изменение формата семпла или количества каналов и смешивание нескольких звуков в один. Также поддерживает Bluetooth-гарнитуры и колонки. Мультимедийная платформа для воспроизведения аудио и видео, записи, потоковой передачи и редактирования. GStreamer способен декодировать видео с аппаратным ускорением. Плагин на основе среды обнаружения медиа с поддержкой YouTube, Jamendo, Flickr, Vimeo, трейлеров Apple, подкастов, UPnP / DLNA и Last.Обложка альбома FM. Базовая сетевая технология с поддержкой Wi-Fi, проводной, 3G и Bluetooth, а также соединений и мостов. Поддержка мобильного широкополосного доступа обеспечивается ModemManager. HTTP клиент / серверная библиотека, с асинхронными и синхронными API и поддержкой SSL. Полнофункциональный порт механизма рендеринга WebKit, подходящий для проектов, требующих любого вида веб-интеграции, от гибридных приложений HTML / CSS до полноценных веб-браузеров. Решение GNOME Universal Plug and Play (UPnP) позволяет обмениваться аудио, видео и изображениями с другими устройствами. Может также использоваться в качестве средства визуализации мультимедиа, которым может управлять удаленно контроллер UPnP или DLNA. набор протоколов mDNS / DNS-SD, который позволяет обнаруживать сервисы в локальной сети. Поддерживает чат, обнаружение принтеров, печать и обмен файлами, а также совместим с технологией Apple OS X. Официальный Linux-стек Bluetooth. Гибкая и модульная система связи в реальном времени. Служба агрегации контактов, которая объединяет контакты из нескольких источников. Службы определения местоположения для приложений на основе точек доступа Wi-Fi, GPS, 3G модемов и GeoIP. Gjs позволяет программам и приложениям, использующим стек GNOME, быть написанным на JavaScript.Он основан на JavaScript-движке Mozilla Spidermonkey. Vala — это язык программирования с синтаксисом, похожим на C #. Это позволяет получить доступ к существующим библиотекам C, особенно из стека GNOME. Локальная и сетевая печать. Диспетчер отображения GNOME: управляет серверами графического отображения и входом пользователя. Пресс-релизы идут здесь. Наша миссия по созданию конкурентоспособного бесплатного рабочего стола никогда не была более важной. Только благодаря вашей поддержке мы можем продолжать нашу работу. Пожертвования обрабатываются Фондом GNOME, общественной некоммерческой организацией GNOME. Пожертвования используются для: Пожертвования Фонду GNOME — , не облагаемые налогом в Соединенных Штатах, и одноразовые пожертвования также могут претендовать на освобождение от налогов в Европейском Союзе.Если вы считаете, что имеете право, обратитесь в налоговую инспекцию за дополнительной информацией. Многие работодатели, включая Apple, Google, Microsoft и Red Hat, будут сопоставлять пожертвования, сделанные их сотрудниками.Это отличный способ увеличить ваш вклад. Прежде чем делать пожертвование, вы можете проверить, работает ли ваш работодатель на соответствие пожертвованиям. Некоторые работодатели будут использовать только однократные пожертвования, а не подписки. Компании могут спонсировать мероприятия или присоединиться к консультативному совету Фонда GNOME.Если вы заинтересованы в этом, пожалуйста, свяжитесь с Советом директоров Фонда GNOME для получения более подробной информации.
Средний 5.52 «(ш) х 4,89 » (ч) (140,2 000000 x 124.2 00062 «(ш) x 6,75» (ч) (193,6 x 171,3 мм) 23 960 швов
Вы получите девять форматов … DST, EXP, HUS, JEF, PES, VIP и VP3.Мы не продаем / поддерживаем другие форматы. Диаграмма потока также будет предоставлена для шаблона.
Если вы получили неправильный тип файла или если есть проблема с файлом, который вы получаете … он может быть повторно отправлен в правильном формате.
Мы не даем никаких гарантий на качество дизайнов, если вы их каким-либо образом измените. Наши технологии
Linux Kernel
Технологии systemd
GLib
D-Bus
UPower
OSTree
Flatpak
X11 и Wayland
ATK
GTK
GNOME Shell
Хранение, доступ к данным и файлам
Трекер
GIO
Мультимедиа
PulseAudio
GStreamer
Grilo
Сеть, Интернет и Связь
NetworkManager
Libsoup
WebKitGTK +
УПНП
авахи
BlueZ
Контакты, Календарь и Связь
телепатия
Народ
GeoClue
Технологии развития
Gjs
Vala
Другое
CUPS
GDM
,
, Поддержка GNOME — GNOME
Пожертвования облагаются налогом в США и Европейском Союзе