Глава 7 - Справки

 

В справочной главе, наверное, было бы естественным просто приводить точные формулировки (или формулы), однако, как обещал в самом начале, я и здесь постараюсь все же главное внимание уделить «пониманию процесса», а не формулам. Потому не удивляйтесь весьма пространным — иногда — пояснениям терминов и прочих приведенных здесь словечек.

 

Календари

 

Как-то подсчитывать (а на этом основании и предсказывать) дни, месяцы, сезоны и годы – давняя и жизненно важная необходимость для людей и они издревле над этим раздумывали. Придуманные системы именуют «календарями», и существовало их множество (даже и сейчас их немало существует). Но мы – люди – пытаемся подсчитывать не только дни и годы, но и века, тысячелетия (что вообще-то жизненно важной необходимостью не выглядит)... Каким образом мы это все подсчитываем, от какого события начинаем счет, состоит ли этот счет из каких-то постоянных циклов и связаны ли они с какими-нибудь реальными событиями, есть ли что-то общее в таком счете у разных народов?...

 

Общие соображения

Подсчитывать это дело люди естественным образом начали с наблюдений за небесами – там жили Боги и, понятно, там и следовало искать важнейшие зацепки. А самыми заметными событиями на небесах были движения Солнца, Луны и наиболее ярких звезд. На этих движениях и основывались календари.

Самым заметным из небесных событий была смена дня и ночи и этот процесс породил понятие суток (в рассуждениях о летосчислении и календарях сутки принято называть «день»). Следующим очень заметным событием были фазы Луны: около 7 дней она вырастала «из ничего» до половинки, потом еще за 7 дней – до полной, затем таким же образом убывала опять до нуля. Получался цикл из примерно 28-29 дней и эти события породили понятия недели и месяца. Наконец, не слишком бросающимся в глаза, но давно подмеченным событием было постепенное «возвышение» Солнца на небе, а потом его «снижение». Особо хорошо это было заметно по изменению длины тени от шеста в полдень: она день ото дня становилась все короче (а день, наоборот, все длиннее), потом несколько дней «стояла», то есть больше не укорачивалась (это назвали «летним солнцестоянием»), затем начинала расти, дорастала до максимума (а день наоборот – делался самым коротким), опять несколько дней «стояла» («зимнее солцестояние») и снова начинала укорачиваться. Между этими «точками» еще обнаружились дни «весеннего» и «осеннего» равноденствия. Цикл этот занимал около 365 дней и породил понятие солнечного года, а эти 4 «точки» делили его на 4 равные части, которые и стали сезонами.

Главное неудобство для людей состояло (и состоит) в том, что создатели Вселенной не потрудились подогнать все эти циклы друг к другу поточнее, чтобы нам было удобнее считать. Прогресс цивилизации (здесь речь идет о нашем – «средиземноморском» – ядре цивилизации; похоже, что в других ядрах – тибетском, индийском, юго-восточно-азиатском... – сие было известно очень давно) привел людей к пониманию сущности и точному вычислению следующих «главных параметров» этих циклов.

«День» – это один оборот Земли вокруг своей оси. Продолжительность его может быть немножко разной – смотря «как отсчитывать»: относительно Солнца или относительно удаленных звезд.

 

солнечные сутки = 24h 00m 00s

звездные сутки = 23h 56m 04s = 0.997269566 солн.суток

 

«Месяц» – это один оборот Луны вокруг Земли. Здесь фактор «как отсчитывать» дает очень существенную разницу – к примеру, разница между «звездным» и «солнечным» месяцами составляет 2 с лишком дня. Для целей календаря издревле применяется «солнечный», то есть период «от новолуния до новолуния», именуемый «синодическим месяцем». Но нужно иметь и понятие о «календарном месяце», который к Луне отношения не имеет: это «тропический год», «тупо» поделенный на 12 равных частей.

 

синодический месяц = 29.5305882 дней = 29d 12h 44m 2s

календарный месяц = 30.436849 дней = 30d 10h 29m 4s

 

«Год» – это один оборот Земли (точнее – пары Земля-Луна) вокруг Солнца. Вопрос «как отсчитывать» порождает и здесь целую «кучу годов» разной продолжительности, однако в «календарном» деле нужнее всего два: «тропический» и «лунный». Тропический – это как раз и есть «оборот», а лунный – это сумма 12 синодических месяцев и к «обороту», и вообще к Солнцу, прямого отношения не имеет.

 

тропический год = 365.24219 дней = 365d 5h 48m 46s

лунный год = 354.36696 дней

 

Положение усугубляется еще и тем, что все эти величины постоянными величинами не являются: они монотонно изменяются. Изменения невелики (грубо говоря, примерно в 5-6 знаках после запятой за столетие) и при рассуждениях в пределах нескольких веков ими можно пренебречь. Однако при рассуждении о тысячелетиях это уже приведет к ошибкам.

Все эти наблюдения дали людям три возможности организовать счет дней и лет.

Первая – по Луне, «лунный календарь». Видимо, он был исторически первым (по крайней мере в нашем – средиземноморском – ядре цивилизации), хотя точных подтверждений этому мне не встретилось. Он давал хорошие результаты в части «попадания» каких-то важных дней (праздников, к примеру) всегда на один и тот же день недели одного и того же месяца. Однако сезоны – весна, лето... – довольно быстро «сползали» и для жизненно важных дел – подготовки к севу, уборке (а также для подсчета лет и более длительных периодов)... – такие календари были совсем непригодны.

Вторая – по Солнцу, «солнечный календарь». Он позволял неплохо отслеживать сезоны, но не годился для отслеживания важных дней (они «ползали» по календарю и их вычисление и предсказание представляло значительные трудности).

Наконец, третья – гибриды, «лунно-солнечные календари». В них люди пытались как-то соединить преимущества и отсеять недостатки двух «чистых» подходов. Значительным вкладом в «гибридизацию» оказался труд греческого астронома и математика Метона: в 433 году до н.э. он известил мир, что 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцам. Этот период ныне называется «Метонов цикл» и в уточненном виде выглядит так

19 тропических лет = 234.997 синодических месяцев

 

Открытие Метона позволило более основательно синхронизировать лунно-солнечные календари, однако и по сей день как следует скрестить этих «ужа и ежа» не получается. И есть еще «Каллипов цикл»: в 330 году до н.э. некто Каллип объявил, что если 4 Метоновых цикла (т.е. 76 тропических лет) уменьшить на 1 день, то соответствие тропическому году получается «идеальным».

 

Солнечные

Теперь, вооружившись этой базой, можно кратко рассмотреть разные календари. О календарях сейчас доступна масса информации, поэтому здесь – только краткие сведения: как (и когда) зарождался, видоизменялся и каков стал теперь. А с точки зрения летосчисления важными в любом календаре представляются два аспекта:

·        организация календаря – то есть каков был месяц, год, век, какие более длительные периоды имеются...

·        есть ли «длинная» шкала подсчета лет, позволяющая определять периоды в тысячелетия, и если есть – с какого момента она начинается.

 

Григорианский

Начать, пожалуй, лучше всего с так называемого Григорианского календаря: он сейчас принят всеми странами в качестве «административно-государственного» календаря, и именно по нему отмечает все события современный мир. По нему же живем и мы – рядовые граждане планеты Земля – но только в «официальном» плане; в «бытовом» плане есть много других систем.

Его историю нужно рассмотреть подробнее, поскольку она в значительной части присуща и многим другим системам летосчисления. Частенько (а в энциклопедиях и справочниках – так очень часто) его называют еще «христианским» календарем, хотя это «имя» (по крайней мере на мой взгляд) «притянуто за уши» и на самом деле к этому календарю отношения не имеет. Итак, начнем.

 

Историки считают, что история эта выглядела примерно следующим образом.

В Вавилоне (точнее – там было две страны: Шумер и Аккад; теперь там Ирак) существовал календарь. Известно о нем не очень много: в своей основе это был лунный календарь, месяцы были по 29 и 30 дней, а для синхронизации с сезонами придворные астрономы добавляли дополнительный месяц, когда считали это нужным. День делился на 12 частей (то есть их час был = двум нашим), а каждая такая часть – еще на 30 частей (то есть их минута была = 4 нашим). Месяцы начинались с первым проблеском Новой Луны, о чем придворные астрономы докладывали «руководству». «Начальной» даты отсчета календарь не имел (точнее, это неизвестно).

Еще известно, что этот календарь когда-то заимствовали греки, а у них (предположительно) – римляне. Более достоверно известно, что такой ранне-римский календарь в Риме ввел Ромул, легендарный 1-й император, около 700 года до н.э.

Календарь этот состоял из 304 дней, поделенных на 10 месяцев – шесть по 30 дней и четыре по 31 дню (и такая длительность месяца указывает, что календарь уже «оторвался» от лунных циклов). Недостающие до солнечного года 611/4 дней игнорировались (считались просто «зимой» и не удостаивались специальных имен). Придворные астрономы (кстати сказать – в каждом городе свои) определяли, когда именно начинается «первый настоящий» месяц после зимы (это был Martius), а также и каждый последующий (и уведомляли об этом «руководство»). Примерно век спустя очередной правитель Нума Помпилиус (предположительно) дал все же названия «зиме»: назвал эти месяцы February, January (именно в этом порядке), а также «назначил» дополнительный месяц Mercedinus, который «покрывал» разрыв в днях до солнечного года.

Через 6-7 веков, ко времени появления на Римской сцене Юлия Цезаря, жители соседних городов жили уже не только в разных днях и месяцах, но и годах...

Этот «порядок» Цезарю, видимо, сильно не понравился (вообще похоже, что Цезарь был весьма решительным и жестким человеком, вроде нашего Великого Петра) и в 45 году до н.э. он своим указом (несмотря на вопли «придворных астрономов», которым такой «порядок» был выгоден: он ведь позволял им быть «центропупами», именно от них ведь зависело как, когда и что считать) постановил:

 

 

 

Год считать равным 3651/4 дней и делить на 12 месяцев; обычный год – 365 дней, каждый четвертый (високосный) – 366 дней; нечетные месяцы – по 31 дню, четные – по 30; Февраль – в обычном году 29 дней, в високосном – 30 дней. Началом года считать 1 января.

Кроме того, к году реформы (то есть 45 году до н.э.) ему пришлось добавить 90 дней, чтобы привести все в соответствие с сезонами (за что этот год получил название «year of confusion»)

 

Легенда гласит, что через год один из месяцев назвали его именем (Julius), а в 8 году до н.э другой месяц назвали в честь нового императора (Augustus), причем этот самый Август потребовал, чтобы «его» месяц был «полным», то есть 31 день. Пришлось придворным астрономам один день отнять у февраля и добавить к августу... Достоверных подтверждений этой легенде нет, но подтверждения «юлианскому порядку» налицо – мы ведь по нему и живем, почти три тысячи лет уже.

 

Это был четкий, легко-понимаемый и легко-реализуемый порядок. Причем и «выбрыки придворных астрономов» стали не нужны: каждый мало-мальски грамотный человек мог сам все вычислить. Все эти модернизации за 7 веков незаметно преобразовали изначально лунный календарь в чисто солнечный – месяцы в нем не имели никакой связи с лунными циклами.

Но он имел два недостатка – один объективный, другой субъективный.

Объективный состоял в том, что 365.25 дней в году все же отличались от «длины» реального года и давали расхождение в 1 день за примерно 128 лет. Этот недостаток был устранен (точнее – снижен, поскольку систему, устраняющую его до конца, никто пока так и не придумал; сейчас расхождение составляет 16 секунд за столетие) реформой римского Папы Григория XIII в 1582 году (к этому времени расхождение достигло уже 10 дней). Принцип календаря не изменился, а уточнения удалось добиться путем более тщательного определения високосных лет (а накопившиеся «лишние» 10 дней просто выкинули; потому и нет смысла рассматривать все это подробно). С тех пор календарь стал называться Григорианским и постепенно на него перешли все страны (в административно-хозяйственных областях; в культурных, бытовых и религиозных все еще существует много разных календарей).

 

Россию перевел на юлианский календарь в декабре 1699 года Петр Первый своим указом:

«1 января 7208 года считать 1 января 1700 года и праздновать этот день как начало нового года и столетнего века».

На григорианский календарь Россия перешла в 1918 году – уже указом Ленина (но тоже – только в «административном» плане).

 

Субъективный недостаток – это то, о чем мы говорили в самом начале и что присуще всем солнечным календарям: издревле привязанные к лунным циклам «важные» дни в таком календаре «плавают». Этот недостаток придется рассмотреть подробнее.

Такое положение не нравилось Церкви, а оная в те времена была сильна и количество ее адептов было весьма и весьма велико. Но на мой взгляд гораздо более важным фактором являются в таких делах «привычки» (в самом широком смысле этого слова) людей: они меняются крайне медленно.

 

Боюсь, это утверждение нам – горожанам и детям «компьютерного» века – не очень понятно, а потому позволю себе маленькое «лирическое отступление» на эту тему. Где-то лет за 20 до конца XX века пришлось мне с отцом побывать в крохотном (тогда – всего 4 дома) селеньице на окраине Малоярославца, оно называется Погост Карижа и в нем – действующий с XIV века храм «Покрова-на-Кариже» (который является приходской церковью для пары десятков деревень в округе). Почти два века священниками в нем служили мои предки, а во время нашего посещения там жила моя дальняя родственница Инна – тоже потомок тех самых предков. Человек вполне грамотный, начитанный, служивший в разных советских конторах (в основном на железной дороге). Во время нашего там пребывания заглянул к Инне в гости еще один дальний родственник из соседней деревни (она в 12 км), бывший учитель, а в то время пенсионер. И вот когда Инна (а с ней и все мы, разумеется) его провожала, между ними состоялся такой вот разговор.

— Дядь Петь, а ты когда теперь в наших краях-то будешь?

— На Покров, наверное. Мне все равно надо будет в Малоярославец, так на обратном пути обязательно зайду – у вас же Престольный!

— Ну вот и хорошо, значит на Покров и встретимся.

Заметьте: это в 100 км от Москвы, то есть в самом что ни на есть индустриально развитом регионе; это в стране, где чуть ли не век насильно насаждался атеизм и всякое упоминание о каком-то там «Покрове» грозило лагерями; это – у людей грамотных, образованных и вполне современных; и это – через три тысячи лет после «рождения» календаря, о котором мы тут рассуждаем!! Вот почему я утверждаю, что «впитанные с молоком матери» привычки, в том числе привычки к «счету времен», меняются крайне медленно.

 

Примерно в те времена в нашем – «средиземноморском» – ядре современной цивилизации начало распространяться Христианское учение. Не берусь здесь отыскивать его истоки и корни, отмечу только, что оно впитало в себя многие так называемые «языческие» взгляды, в том числе и важные для этих взглядов дни. Одним из самых-самых важных дней в этом учении была Пасха – день чудесного воскрешения Иисуса Христа.

Надо заметить, что церковь во все известные времена возглавлялась специалистами – то есть людьми специально обученными, грамотными и толковыми (откуда, между прочим, вовсе не следует «благочестивыми» и «кристалльно порядочными»: в истории церквей масса кровавых дел, довольно вспомнить наш «раскол», когда несогласных толпами сжигали в срубах и вздергивали на виселицу и дыбу). И специалисты эти прекрасно понимали, что бороться и «ниспровергать» календарь Юлия Цезаря смысла нет: он действительно хорош, четок и надо его принимать и применять. Но тогда, выходит, надо и как-то привязать к нему свои «церковные» дни, чтобы всем было ясно когда что будет.

Занимались этим, надо думать, многие, но «главный» след в Истории оставил Dionysius Exiguus – настоятель монастыря в Риме. Он (попутно со своими прямыми обязанностями) занимался составлением «таблиц Пасхи», то есть вычислял на какой день по Юлианскому календарю (который к этому времени был уже очень широко распространен, практически по всему при-Средиземноморью) приходится Пасха в каждом конкретном году. И определил (как именно – история умалчивает), что календарь этот имеет «начало счета», которое приходится на «год основания Рима», то есть на 753 год до н.э. по-современному, и что Христос родился как раз 753 года спустя после этого «начала». Вот эту-то дату, дату рождения Христа, он и предложил считать за начало отсчета «Божьих дней», и все дальнейшие даты Пасх указывал уже по этой новой шкале. Случилось это в 527 году нашей эры. То есть до этого календарь-то уже чуть не полторы тысячи лет работал без всякой привязки к рождению Христа!

Тем не менее, отсчет от даты рождения Христа прижился и мы теперь живем по такому отсчету (хотя историки утверждают, что если Христос действительно был историческим – а не мифическим – лицом, то он не мог родиться позднее 4 года до н.э.). Впрочем, это все для наших целей неважно.

 

Остается еще пара маленьких примечаний.

Уже, собственно, в наши дни (то есть лет пятьсот назад) у астрономов появилась настоятельная необходимость в некоторых случаях знать точное количество дней между наблюдениями некоторых астрономических явлений – не месяцев, недель или лет, а именно дней. Юлианский календарь оказался для этого очень подходящей шкалой и Joseph Justus Scaliger в 1583 году вычислил «Юлианский Период» (7980 лет) и его начало для нашей эпохи (4713 год до н.э.).  Этот год теперь считается 1-ым годом Юлианского Периода Скалигера, и любой пользователь компьютера запросто может определить количество дней прошедших «от» чего-нибудь и «до».

Православная церковь до сих пор не приняла Григорианский календарь и продолжает жить по старому Юлианскому (и именно по этой причине мы имеем столь странный праздник – Старый Новый Год – какого не имеет больше ни один народ).

Примерно полвека уже, как основной единицей времени в нашем мире стала секунда, «оторванная» совсем от движения Солнца: это интервал, в течение которого совершается 9 162 631 770 колебаний... атома цезия-133. Мы научились очень точно определять время и теперь современные астрономы (по международному соглашению) время от времени «подправляют» счет лет. К примеру, 2005 год был удлинен на 1 секунду (то есть последняя минута этого года содержала не 60, а 61 секунду).

 

Итак, резюме по этому календарю:

календарь солнечный; год хорошо соответствует реальному тропическому году; постоянных циклов нет, но названия имеют век  – 100 лет, и миллениум – 1000 лет, которые, понятно, циклами не являются и ни к каким явлениям не привязаны, это просто «ровные числа»; месяцы и недели с фазами Луны не связаны, а просто вычисляются; хорошо пригоден для подсчета лет (и дней), прошедших между какими-то событиями, но не годится для подсчета лунных месяцев.

«длинная шкала» есть и имеет (исторически) два начала отсчета: 753 год до н.э. (принято обозначать -753 год), что считается годом основания Рима, и 1 год н.э., что считается годом рождения Христа.

 

Другие

К разряду солнечных календарей относятся еще Эфиопский, Персидский и Коптский (который чаще называют Египетским). «Основоположником» этих календарей является Египетский, а потому несколько слов о нем.

Когда-то (очень и очень давно) он был лунным, но будучи таковым он «безбожно врал» в сезонах, особенно в крайне важном для Египта явлении – разливе Нила. И в те же незапамятные времена египтяне заметили, что разливу Нила четко предшествует очень заметное астрономическое явление – восход «Собачьей Звезды» (Сириус, , Большого Пса) рано утром, перед самым восходом Солнца: такой ее восход случается раз в год, и как раз за 2-3 дня до разлива Нила. То есть таким образом египтяне «засекли» даже не солнечный, а «звездный» год, и именно он лег в основу их календаря. Тонкости его для наших рассуждений не очень важны, но важно отметить, что «начало счета» его относится к 11 542 году до н.э.

 

 

Лунные

 

Исламский

 

Это полная противоположность предыдущему: это чисто лунный календарь. Он состоит из 12 месяцев, имена которых в приблизительной транслитерации выглядят так.

 

1. Muharram

5. Jumada al-awwal (Jumada 1)

9. Ramadan

2. Safar

6. Jumada al-thani (Jumada 2)

10. Shawwal

3. Rabi’ al-awwal (Rabi’ 1)

7. Rajab

11. Dhu al-Qi’dah

4. Rabi’ al-thani (Rabi’ 2)

8. Sha’ban

12. Dhu al-Hijjah

 

Каждый месяц начинается с первым проблеском Новой Луны, причем проблеском, реально наблюдаемым человеческим глазом! «Астрономический» момент новолуния можно рассчитать с большой точностью, а вот «реально наблюдаемый» момент будет, естественно, различаться в зависимости от того кто наблюдает, где и как.

Порядок этот указан в Коране (сура IX, 36-37), а потому соблюдение его является священной обязанностью каждого мусульманина.

Неделя состоит из 7 дней, день начинается с заходом солнца и заканчивается следующим заходом. 1-й день недели начинается с заходом солнца в субботу и заканчивается с заходом в воскресенье, пятый день (именуемый Juma) должен быть посвящен молитвам (но днем отдыха не является).

Однако в «государственной» жизни жестко его придерживается только Саудовская Аравия (правда, она использует в качестве начала месяца не наблюдаемый, а точно вычисленный момент астрономического новолуния; все астрономические расчеты ведутся для широты Мекки). Большинство остальных мусульманских стран в «государственной» жизни используют Григорианский календарь, а исламский – в религиозных и прочих бытовых целях.

Началом счета дней считается Hijra – год, когда Мохаммед и его последователи прибыли из Мекки в Медину, что по представлениям мусульман произошло (если по-нашему) в 622 году н.э. – этот год считается 1-м годом «Anno Herigae» и обозначается AH 1.

Лунный год существенно короче тропического и «исламский» счет лет постепенно «догоняет» Григорианский. К примеру, 2003 отстоит от 622 на 1381 год, а по исламскому календарю это был уже 1423-й год. Догонит, правда, не очень скоро: в 20874 году (вряд ли доживем).

 

Резюме.

календарь лунный; год сильно отличается от реального тропического года и для «жизни в согласии с сезонами и солнцем», а также для подсчета лет (и дней) не пригоден; выделенных периодов не имеет; месяцы и недели привязаны к фазам луны, что позволяет легко подсчитывать количество лунных (синодических) месяцев между событиями.

«длинная шкала» есть и ее началом считается 622 год н.э., то есть год прибытия Мохаммеда в Медину.

 

Лунно-солнечные

Еврейский

Это лунно-солнечный календарь, основанный скорее на вычислениях, а не на наблюдениях. Официальным он является только в Израиле, а в бытовых и религиозных целях используется евреями во всем мире. Основная его идея – стыковка синодических месяцев с тропическим годом (путем добавления дополнительного месяца таким образом, чтобы как можно поближе «подогнать» к Метонову циклу). Задача эта очень непростая, и потому календарь этот довольно сложен.

В году может быть 12 или 13 месяцев, каждый месяц начинается приблизительно со дня новолуния, а названия месяцев приведены в таблице.

 

Tishri

Adar 1

Tammuz

Heshvan

Adar 2

Av

Kislev

Nisan

Elul

Tevet

Iyar

 

Shevat

Sivan

 

 

Месяц Adar-1 бывает только в високосные годы, а в обычные Adar-2 называют просто Adar. Месяцы имеют по 29 или 30 дней, в полные годы (см.дальше) дополнительный день добавляется к Heshvan, а в неполные один день отнимается у Kislev.

Обычный (невисокосный) год может иметь 353, 354 или 355 дней, а високосный 383, 384 или 385 дней. Годы с такими тремя «длинами» называются соответственно неполный, нормальный и полный (то есть самый длинный из возможных – «високосный полный» – 385 дней, а самый короткий – «обычный неполный» – 353 дня). Началом года считались ранее 4 разных даты (смотря «какой год» – календарный, деревьев, животных...), сейчас отмечаются две: 1 TishriRosh HaShanah – «календарный новый год» и 15 ShevatTu Bshevat – «новый год деревьев» (на какой день григорианского кадендаря они приходятся – нужно мучительно вычислять).

Неделя состоит из 7 дней, обозначаемых порядковыми номерами, и только седьмой день имеет имя: Sabbath. Он начинается с заходом солнца в субботу (по-нашему) и заканчивается с заходом солнца в воскресенье. Дни все считаются от захода до следующего захода, но и здесь имеется тонкость. Дело в том, что дневное время считается от восхода до захода – и делится на 12 часов; ночное – от захода до восхода, и тоже делится на 12 часов. То есть дневные «часы» могут быть либо короче, либо длиннее ночных, смотря какой сезон на улице.

Годы считаются «с сотворения мира», что по их представлениям случилось в 3761 году до н.э. – этот год считается  1-м годом «Anno Mundi» и обозначается АМ 1. Хотя историки считают, что в примерно таком виде календарь этот существовал уже в 4119 году до н.э.

 

Резюме.

календарь лунно-солнечный; год сильно отличается от реального тропического года и для подсчета лет (и дней) календарь не пригоден, но и для подсчета лунных циклов не годится, поскольку основан на расчетах, а не наблюдениях; выделенных периодов не имеет.

«длинная шкала» есть и ее началом могут быть два разных года: 3761 год до н.э. – год «сотворения мира» и 4119 год до н.э. – год «старта» самого календаря.

 

 

Китайский – Японский

Это тоже лунно-солнечный календарь, только основанный скорее на наблюдениях Солнца и Луны, а не на вычислениях. Поскольку они пытаются решить одинаковую задачу, то в главных параметрах они схожи: здесь тоже в году может быть 12 или 13 месяцев, а сам год может быть обычным (353, 354 или 355 дней) или високосным (383, 384 или 385 дней).

Месяцы имеют по 29 или 30 дней и начинаются с момента астрономического новолуния, дополнительный месяц добавляется каждые 2 или 3 года. Есть довольно надежные сведения, что для подгонки лунного года к солнечному (и сезонам) издревле (примерно за век до их открытия в Европе) использовались 19- и 76- летние периоды, которые мы ныне именуем Метонов и Каллипов циклы.

Для подсчета длительных периодов использовались две схемы: «60-летний цикл» и «эпоха правления» (обе схемы широко распространились в прилегающих к Китаю регионах, а счет по «эпохам правления» и доныне официально используется в Японии, хотя в самом Китае уже почти не используется). Эпоха правления начиналась с вступлением на трон нового императора, причем он – император – должен был официально это объявить, в том числе дать новой эпохе имя. Например, в любой японской книжке вы можете увидеть год издания вроде такого: 昭和四十二年 — «42-й год эпохи Сёва», и это будет означать 1967-й год. В этом исчислении 平成十年 — «10-й год эпохи Хэйсэй», есть 2000-й год «по-нашему».

Счет лет по 60-летнему циклу при начале новой эпохи не прерывался и не менялся, что приводило к некоторым нюансам. Главный из них: последний год предыдущей эпохи и первый год следующей – это один и тот же год. Например, «наш» 1926-й год был 15-м годом эпохи Тайсё и одновременно – 1-м годом эпохи Сёва (хотя этот «год» длился всего неполный декабрь). Поэтому при попытках «длинного счета» пользоваться эпохами крайне неудобно – следует пользоваться 60-летним циклом. Этот цикл нужно разобрать подробнее (я разберу его на примере япон-ского, поскольку это мне ближе; принцип у них един и широко распространен в Юго-Восточной Азии).

Он представляет собой совокупность двух «малых» циклов – 10-летнего и 12-летнего. Строится он следующим образом. Имеется 10 цик-лических знаков (十干) «дзиккан» — «десять стволов» (они возникли из пяти элементов природы: дерево-ки, огонь-хи, земля-цути, металл-ка и вода-мидзу; каждый из них подразделяется на два путем добавления суффиксов э-старший и то-младший) и 12 знаков ветвей (十二支) «дзю-ниси» — «двенадцать ветвей» (нечто вроде наших знаков зодиака).

Исчисление ведется так: берется первый знак «ствола» и первый знак «ветви», получается название года: 甲子 — «киноэ-нэ», в буквальном смысле иероглифов нечто вроде «год крысы старшего дерева» (такими годами в Японии были 1924-й и 1984-й). Затем следующая «пара»: 乙丑 — «киното-уси», нечто вроде «год быка младшего дерева» (1925-й и 1985-й). Поскольку знаков «стволов» меньше, они «кончаются» раньше и 11-й год получится из 1-го знака «ствола» и 11-го знака «ветви»: 甲戌 — «киноэ-ину», нечто вроде «год собаки старшего дерева» (1934-й и 1994-й). Таким образом, первый знак «ствола» и первый знак «ветви» встретятся снова только через 60 лет (знаки «ствола» сделают шесть «оборотов», знаки «ветви» — пять), и каждый из этих 60 лет имеет уникальное, не повторяющееся имя.

 

 

 

Но в быту, особенно «разговорном», чаще используется просто 12-летний цикл «ветвей». Если вы спросите японца или китайца когда он родился, он не задумываясь ответит «в год крысы» или «в год дракона»... Для нас, европейцев, такой ответ мало что даст даже тем, кто знаком с этой системой, все равно придется «пересчитывать в уме».

О годе введения такого календаря (и 60-летнего цикла тоже) историки ведут споры: есть свидетельства, что его ввел император Хуанг-ди в 2637 году до н.э. и в таком случае «наш» 2000-й год должен быть 4638-м годом по китайскому календарю, однако на самом деле он является 4698-м годом. То есть за 47 веков один 60-летний цикл где-то потерялся.

 

Резюме.

календарь за счет точной фиксации эпох правления и 60-летних циклов пригоден для подсчета лет, а вот для дней и лунных циклов не годится; имеет один четко выделенный период – 60 лет, но этот период к астрономическим либо земным явлениям не привязан.

«длинная шкала» отсутствует, но «длинный» подсчет лет возможен и для этого считать «60-летние циклы» следует от 2697 года до н.э.(для китайского календаря; год начала счета 60-летних циклов в Японии мне установить не удалось).

 

К лунно-солнечным относится еще и индийский календарь, но вряд ли есть смысл рассматривать его подробнее.

 

 

Реформа календаря

Ныне действующий (т.е. григорианский) календарь в астрономическом смысле вполне удовлетворителен и не требует изменений. Однако семидневная неделя, разная длина месяцев, «попадание» праздничных и «отдыхальных» дней на разные дни недели и даты месяцев... вызывают некоторое неудовольствие у многих (и затрудняют формализацию для компьютерных программ, которые, в свою очередь, ныне являются необходимостью для синхронизации жизни мирового сообщества). Чтобы избежать этого, сейчас предлагаются две основных схемы: Международный Фиксированный Календарь и Мировой Календарь.

МФК (будучи беспрерывным григорианским календарем) предлагает делить год на 13 месяцев по 28 дней каждый, с дополнительным днем в конце года. Названия месяцев сохраняются, а новый месяц («Сол») вставляется между июнем и июлем. Дополнительный день добавляется после 28 декабря и не имеет ни даты, ни имени дня недели; то же и для дополнительного дня в високосные годы, который добавляется после 28 июня. В таком календаре каждый месяц будет начинаться с воскресенья, а заканчиваться в субботу.

Возражения против такого календаря сводятся в основном к тому, что его год не делится на «хорошие и равные» кварталы, а это важно для современного делового мира. Решение предлагает МК: год делится на равные кварталы по 91 дню каждый, с дополнительным днем в конце года. В каждом квартале первый месяц – 31 день, второй и третий – по 30. Дополнительный день добавляется после 30 декабря и тоже не имеет ни даты, ни дня недели, как и дополнительный день високосных лет, который добавляется после 30 июня. В этом календаре 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября всегда приходятся на воскресенья.

Похоже, оба предложения несколько улучшают существующую систему. Однако, до их принятия, похоже, еще далеко.

А теперь для наглядности – табличка «кто в каком году живет» на нашей Земле.

 

григорианский

древне-египетский

древне-русский

еврейский (ист)

китайский

исламский

-11,542

1

 

 

 

 

-5,508

6,034

1

 

 

 

-4,119

7,423

1,389

1

 

 

-2,697

8,845

2,811

1,422

1

 

622

12,164

6,130

4,741

3,319

1

1,000

12,542

6,508

5,119

3,697

378

1,800

13,342

7,308

5,919

4,497

1,192

1,900

13,442

7,408

6,019

4,597

1,306

2,000

13,542

7,508

6,119

4,697

1,420

2,010

13,552

7,518

6,129

4,707

1,430

 

 

 

 

 

 

 

 

Нечеловеческие

«Нечеловеческие» – это ирония, конечно: человеческие они, люди их придумали... А вот для чего придумали!? Как соотносятся с человеческой жизнью и повседневной необходимостью периоды в миллионы и даже миллиарды лет!?

 

майянский

Культура Майя оставила нам много загадок, и одна из них – их удивительно точный и сложный календарь. Распространен он был в Центральной Америке – исторической «родине» ацтеков, тольтеков...

Календарь этот не является ни лунным, ни солнечным: в его основе лежит день и он представляет собой систему подсчета дней. Для этого используется параллельно три системы: «Длинная Шкала», «Золкин», и «Хааб». Обычно описание начинают с длинной шкалы. Я предпочитаю начать с Хааб – мне это кажется более логичным (и уж точно более близким).

Хааб – это так называемый «гражданский» календарь Майя. Он состоит из 18 «месяцев» по 20 дней каждый, за которыми следует период из 5 дней, именуемый Uayeb («Безымянный»), всего 365 дней. Вот названия этих месяцев.

 

1. Pop

7. Yaxkin

13. Mac

2. Uo

8. Mol

14. Kankin

3. Zip

9. Chen

15. Muan

4. Zotz

10. Yax

16. Pax

5. Tzec

11. Zac

17. Kayab

6. Xul

12. Ceh

18. Cumku

 

Дни нумеровались от 0 до 19 (что позволяет утверждать, что Майя применяли число 0 задолго до европейцев); то есть дни считались, к примеру, так: 4 Zotz, 5 Zotz... 19 Zotz, 0 Tzec, 1 Tzec... Дни Uayeb считались «днями без номера» или «днями без души» и предназначались для отдыха и молитв. И хотя Хааб имел ровно 365 дней, майя прекрасно знали, что истиный год немного длиннее (их цифры дают 365.242036)

 

Золкин – это так называемый «священный календарь». Это комбинация 13-дневного и 20-дневного периодов (которые – на мой взгляд не очень удачно – оба именуются в европейской литературе «неделями») По первой из этих «недель» дни имели номера от 1 до 13; по второй – имена (от 0 до 19):

 

0. Ahau

5. Chicchan

10. Oc

15. Men

1. Imix

6. Cimi

11. Chuen

16. Cib

2. Ik

7. Manik

12. Eb

17. Caban

3. Akbal

8. Lamat

13. Ben

18. Etznab

4. Kan

9. Muluc

14. Ix

19. Caunac

 

«Имя» каждого дня складывалось из «13-дневного» номера и «20-дневного» названия (подобно 60-летним циклам японского календаря). К примеру, 3 Cimi; после него следовало не 4 Cimi, как можно было бы ожидать, а 4 Manik, за ним 5 Lamat... Как и в японском календаре, первый – 13-дневный – цикл «кончался» раньше и таким образом одно и то же полное название дня могло повториться лишь через 260 дней (13 х 20). Этот 260-дневный цикл был «годом Золкин», хотя годы как таковые ни в Золкин, ни в Хааб не подсчитывались.

 

Оба цикла текли для майанцев параллельно и непрерывно, благодаря чему Золкин и Хааб «вступали во взаимоотношения» между собой таким же образом, как и два «недельных» цикла: полное имя дня складывалось из имени по Золкин + имя по Хааб, к примеру 4 Ahau 3 Kankin. Такое «сложение имен» позволяло получить уникальное (то есть неповторяющееся) имя дня для 18 980 дней (чуть меньше 52 лет). Этот цикл – 18 980 дней – называют «циклом майанского календаря» и для бытовых целей этого хватало. Однако для более длительного счета не хватало – имена дней начинали повторяться.

 

Теперь нужно небольшое пояснение. Майя применяли в своей жизни 20-ричную систему исчисления. Мы применяем 10-ричную систему, то есть каждый знак в «нашем» числе может иметь одно из 10 значений – от 0 до 9. Крайний справа знак означает единицы, следующий слева означает десятки, следующий сотни... И «позиции» знака мы друг от друга не отделяем – пишем их просто подряд. То есть «наше» число, скажем, 432 можно представить так: 2 + 3*10 + 4*10*10. У майя каждый знак мог иметь одно из 20 значений – от 0 до 19, а «позиции» знака разделялись точкой. То есть «их» число, скажем, 2.3.4 можно представить так: 4 + 3*20 + 2*20*20 (что в «нашем» изображении = 864).

 

Так вот, для более длительного счета дней майя просто использовали свой обычный 20-ричный счет, внеся в него (по неизвестным причинам и только применительно к счету дней) небольшое изменение: 3-я позиция была не 20-, а 18-ричной. По своей сути Длинная Шкала – это непрерывный счет дней (нечто вроде наших «юлианских дней»). Ее самая малая единица – день (Kin). Вот ее «график».

 

 

единица

дней

À наших лет

Kin

1

--

Uninal (20 Kin)

20

--

Tun (18 Uninal)

360

1

Katun (20 Tun)

7,200

20

Baktun (20 Katun)

144,000

394

Pictun (20 Baktun)

2,880,000

7,885

Calabtun (20 Pictun)

57,600,000

158,000

Kinchiltun (20 Calabtun)

1,152,000,000

3,000,000

Alautun (20 Kinchiltun)

23,040,000,000

63,000,000

 

Запись полной даты майанского календаря обычно содержит 5 позиций, разделенных точками:

 

baktuns . katuns . tuns . uninals . kin

 

Например, 9.15.9.0.1 означает 9 baktuns + 15 katuns + 9 tuns + 0 uninals + 1 kin. Что можно представить в более понятном для нас виде так: 9*144,000 дней + 15*7,200 + 9*360 + 0*20 + 1*1 = 1,407,201 день.

Понимание самой системы записи (как и 20-ричного исчисления) особых трудностей не представляет. Трудности возникают при попытках понять суть дела.

Первая – «столько-то дней» от чего? Очевидно, от какой-то «нулевой» даты, которая в обычном (то есть 5-позиционном) майанском написании должна быть 0.0.0.0.0.

Вторая – дат с более длительными периодами (Pictun и дальше) археологами не обнаружено, хотя названия самих периодов имеются и определены вполне четко. Более того, самая ранняя из обнаруженных дат – это 13.0.0.0.0, то есть даже цикл Baktun как бы «не выбран» до конца (до 19).

Некоторые ученые считают, что дата 13.0.0.0.0 есть конец некоей «майанской эры» и дальше счет опять начинается с даты 0.0.0.0.0. В таком случае между этими датами лежит (13*144,000) 1,872,000 дней (5 125.37 лет), а эта «эра» началась («по-нашему») в 3 113 году до н.э. и закончится в 2 012 году н.э. (уже недалеко).

Третья – историки считают, что майя не могли существовать (по крайней мере в этом регионе) ранее 500-го года до н.э. Тогда что же может означать эта «нулевая» дата, которая чуть не на три тысячи лет «старше»?

 

Вот это – практически все, что я смог «накопать» по календарю майя.

 

Резюме.

По «первой» трудности у меня возражений нет: действительно вполне логично предположить, что «нулевой» датой являлась 0.0.0.0.0, а указанные на различных стелах и прочих артефактах даты отсчитываются от нее.

По поводу «майанской эры» напрашивается два возражения.

Во-первых, очень трудно представить людей (или вообще разумные существа), которые разработали бы такой сложный и точный механизм подсчета дней, и «вдруг» прерывали бы этот подсчет прямо посреди какого-нибудь цикла, в данном случае цикла бактунов. Ну почему вдруг подсчет должен заканчиваться на 13-м бактуне!? Гораздо логичнее предположить, что они либо «уложили» бы в эру целое количество циклов, то есть дали бы циклу «наполниться», либо, если это вызвано какими-то объективными причинами, например астрономическими наблюдениями, подогнали бы сами циклы к этим явлениям.

Во-вторых, на каком основании мы-то «прерываем» счет? Только на том, что мы не знаем более древних дат, не дошли до нас сооружения или другие артефакты с такими датами. Но это же смешно: как же можно наше незнание считать достаточным основанием для прерывания их счета!?

То есть «майанскую эру» приходится признать нелогичной и надуманной, а вместе с ней – и ее привязку к нашему календарю.

Третья трудность на самом-то деле является продолжением первой: где начало? Что майя не жили ранее 500-го года до н.э. в этом регионе – можно считать, факт: этому много археологических и исторических подтверждений. Но это вовсе не означает, что они и вообще не жили. И возникает куча сопутствующих вопросов: где они жили до прихода в Центральную Америку; когда пришли; почему ушли из своего старого района обитания... можно еще долго формулировать.

Но как ни формулируй, а все равно в конце упираешься в вопрос «от чего начался счет», что это за дата такая 0.0.0.0.0!?

 

В известных нам датах использовано 5 позиций их «числа». Если полностью использовать 5-ю позицию, то есть «заполнить» цикл бактунов до конца, и если предположить, что они сознательно ограничили свою «эру» пятью позициями, то ее продолжительность составит немного менее 8 тысяч лет (7 885). Цифра впечатляющая, но все же не «сногсшибательная»: мы точно знаем теперь, что люди в те времена существовали, причем практически ничем от нас не отличались.

Но ведь имеется-то 9 вполне четко определенных периодов и как-то трудно понять почему из этих 9 позиций «взято» только пять. Если «заполнить» 6-ю позицию (цикл пиктунов), получится около 158 000 лет, и эта цифра уже близка к «сногсшибательной», хотя и в те времена люди существовали – правда, по нашим представлениям примитивные, только-только «отошедшие» от обезьян.

Ну, а если 7-ю (цикл калабтунов) – получится около 3 миллионов лет; 8-ю (цикл кинчильтунов) – около 63 миллионов, а уж если «заполнить» 9-ю (цикл алаутунов), так и вовсе около 1.3 миллиарда лет.

Зачем люди придумали такие циклы, да еще и дали им имена!? Ну не дают люди имен тому, что им не нужно и прямо к их жизненным потребностям не относится...

 

 

эзотерический

Вот это – уж поистине «нечеловеческий». Хотя и его придумали люди... Строго говоря, это и не календарь в нашем обычном понимании, но поскольку это тоже «счет времен», то рассмотреть его нужно. Он «прямо» не привязан ни к человеческой жизни, ни к Земле, ни к Солнцу, ни даже ко Вселенной. А потому нужно вспомнить некоторые постулаты Эзотерической Философии, иначе это вообще будет выглядеть полной абракадаброй. Лучше заглянуть в раздел «Довесок», но я приведу здесь самые основополагающие, чтобы «не бегать».

 

...Ничто и никогда не было «сотворено»; но все и всегда лишь видоизменяется... Эзотерическая Философия... не допускает «особого творения». Она отвергает всякую претензию на «чудесность» и не допускает ничего вне однообразных и непреложных Законов Природы... она учит закону циклов преобразований...

[Парабраман] есть единственная реальность, ибо только она существует вечно, то есть действительно не имеет ни начала, ни конца, а лишь видоизменяется в процессе своего существования... [Он] вездесущ, то есть безграничен в пространстве и времени... Термин «время», однако, следует применять с великой осторожностью, поскольку время... есть лишь иллюзия, создаваемая последовательными чередованиями наших состояний сознания и оно не существует там, где нет сознания... Настоящее есть лишь математическая линия, отделяющая ту часть Вечной Длительности, которую мы называем Будущим, от части, именуемой нами Прошлым. Следовательно, понятие «время» неприменимо к той вечной сущности, которая именуется... [Парабраман]... к этой сущности применимо лишь понятие «беспредельная Длительность или Продолжительность».

...[Парабраман] может пребывать в одном из двух состояний: пассивном или активном; эти состояния именуются соответственно Махапралайа и Махаманвантара... В период Махапралайа все сущее возвращается в лоно [Парабраман], где и пребывает в недифференцированном состоянии, то есть становится ненаблюдаемым... В период Махаманвантара все сущее... выявляется и развивается... Появление и исчезновение миров подобно правильному возвращению прилива и отлива...

 

Собственно, это и все, что нам здесь нужно. Разве только еще «привязка» к терминам, принятым в нашей философии (чтобы «шарики за ролики не заехали»).

Парабраман – это наш «теоретический вакуум», теория которого сейчас интенсивно развивается: он у нас тоже вездесущ, безграничен и вечен, и лишь видоизменяется.

Насчет термина «время» мы пока не имеем столь четкой и красивой формулировки, но и она понятна и приемлема. Дело в том, что наше современное миропонимание основано на уравнениях Общей Теории Относительности Гильберта – Эйнштейна – Фридмана, а в них время в «пассивный период» равно 0, то есть тоже «не существует», и «проявляется» только с началом активного периода.

Наконец, пассивный период (Махапралайа) – это у нас знаменитая Сингулярность (как раз в ней-то время = 0), а активный (Махаманвантара) – это Большой Взрыв и его последующее развитие (и здесь время уже «проявляется»).

То есть в самих «основополагающих» взглядах различий нет. А вот «их» оценки «жизни Парабрамана во времени» представляют большой интерес, поскольку у нас таких оценок пока нет.

Эти «оценки» я и обозвал «эзотерическим календарем». Хотя в литературе его называют «Календарь Тирукканда Пачанга». Попробую схематично и наглядно описать.

 

Длительность активного периода («Махаманвантара»; пассивный ему равен, поскольку они сменяют друг друга «подобно правильным при-ливам и отливам») считается в ЭФ равной

 

311,040,000,000,000 лет

 

Цифра для нас совершенно «сногсшибательная», так как у нас ничего даже близко похожего по длительности нет. Этот период часто называют еще и «Веком Брама», поскольку ЭФ подразделяет его на 100 частей, каждая из которых называется «Год Брама» и, понятно, считается равной 1/100 «века», то есть

 

3,110,400,000,000 лет

 

Цифра не менее «сногсшибательная». Этот «год» ЭФ делит на 360 частей, каждая из которых есть «сутки Брама» и, понятно, считается равной 1/360 «года» (в литературе термин «сутки» используют редко, я ввел его только ради большей понятности; обычно именуют «день-и-ночь Брама»), то есть

 

8,640,000,000 лет

 

Сама эта величина, однако, встречается в ЭФ не очень часто. Дело в том, что «день-и-ночь Брама» состоит из двух частей – «дня» и «ночи». А «ночь» является пассивным периодом, подобным Махапралайа, только «местного значения», в данном конкретном «углу». Такой период называется Пралайа, а поскольку в этот период все сущее «растворяется» и становится ненаблюдаемым, то о нем, как и о Махапралайа, и рассуждать нечего. А вот «день» встречается очень часто и имеет собственное имя – Кальпа. И он равен, понятно, половине «суток», то есть

 

4,320,000,000 лет

 

Эта цифра нам уже «ближе», такие длительности в нашем миропонимании уже встречаются – к примеру, возраст Земли мы оцениваем сейчас в 4.5 миллиарда лет (подозрительно близко к Кальпе, кстати сказать).

 

Кальпа (или «день Брама») делится в ЭФ на 14 Манвантар. Манвантара считается равной

 

306,720,000 лет

 

и в свою очередь состоит из 71 Махаюги. Соответственно, Махаюга считается равной

 

4,320,000 лет

 

Таким образом, 14 Манвантар «покрывают», или включают в себя 994 Махаюги, или 4,294,080,000 лет. Но Манвантары следуют друг за другом не «сразу», а с неким промежуточным периодом «пересменки», в результате чего полная длительность 14 Манвантар равняется 1,000 Махаюг. Все это выглядит не очень «четко». А в литературе часто встречаются утверждения, что точные и четкие «формулы» для определения длительности периодов являются одними из самых глубоких секретов ЭФ.

Итак, Махаюга – это 1/1000 Кальпы, то есть, как уже указано

 

4,320,000 лет

Она делится на 4 периода:

 

Критаюга («4 Калиюги»)

1,728,000

Третаюга («3 Калиюги»)

1,296,000

Двапараюга («2 Калиюги»)

864,000

Калиюга

432,000

 

Такой вот «календарь». Даже самый короткий из его периодов – Калиюга, длиной в 432 тысячи лет – не «лезет» в наши обычные человеческие рамки. И как только (а главное – для чего?) люди его придумали!? Тайна сия велика есть...

Остается «привязать» его хоть как-то к нашему. В литературе по этому поводу сообщается следующее.

Ныне текущая Калиюга началась 18 февраля 3102 года до н.э. Она входит в 28-ю Махаюгу 7-й Манвантары текущей Кальпы, а текущая Кальпа – это первый «день» 51-го «года Брама» текущей Махаманвантары (то есть текущего «века Брама»).

 

В давние-давние времена в Александрии существовала библиотека. Историки считают ее самой огромной и богатой в истории древних цивилизаций. Известно о ней не очень много. Известно, что она была целенаправленно уничтожена (она не одна такая; мы, гомо сапиенсы, почти всегда сжигали все книги во всех завоеванных странах). Еще известно, что где-то на ее полках среди прочих трудов хранилась «Мировая История в трех частях», написанная вавилонским жрецом Беросом. И что первая часть описывала период «от Сотворения Мира до Великого Потопа». И что период этот равнялся 432 000 лет...

Вот тебе и «нечеловеческий»... М-дааа...

Вон на картинках – попытка изобразить это все понагляднее.

 

 

 

 

 

 

 

Домой Оглавление Назад Дальше