Глава 6 - Стимулы

 

В мифах

 

«треугольники»

 

Из всех этих «геометрических фигур» больше всего всем «намозолил уши», как японцы говорят, «Бермудский тругольник». Написано о нем много, но в большинстве написанного (точнее — встреченного мной) столько ошибок (не знаю уж преднамеренных или «по неразумению»), натяжек и просто шарлатанства, что долго меня терзали сомнения: стоит ли включать такой раздел в этот «трактат». Но все же решил включить, и не столько из-за самих «треугольников», сколько из-за «сопутствующих» явлений.

Что касается самого «Бермудского треугольника», то все описания в грубом приближении можно разделить на две большие группы по отношению «описателей» к вопросу:

·        «это одна из самых крупных неразгаданных тайн Земли» — наиболее ярким и концентрированным изложением этой точки зрения можно считать книгу Чарльза Берлица «Загадочный Бермудский треугольник».

·        «это одна из самых крупных «лип» в истории человечества» — наиболее ярким изложением этого взгляда можно считать книгу Л.Куше «Бермудский треугольник — мифы и реальность». Можно упомянуть еще книгу Зденека Кукала «загадка Бермудского треугольника».

 

Но давайте начнем все же не с этого «главного» треугольника, а с этих самых «сопутствующих» явлений, чтобы разглядеть всю «тропку». А начиналась она с двух явлений, одно из которых принято называть «Летучий Голландец», второе — «колеса морского дьявола». Ни то, ни другое не были привязаны к каким-либо «треугольникам» или иным местам: они случались по всему мировому океану.

Трудно сказать, когда среди моряков зародилась легенда о Летучем голландце — отважный морской капитан бросил вызов стихиям и был обречен за это вечно носиться на своем корабле по бурному морю, никогда не приставая к берегу, — живет она многие века. И не зря: «корабль-призрак» встречался на океанских дорогах не одному поколению моряков.

Постепенно выяснилось, что это не один корабль. Во многих случаях выяснились также и причины явления, чаще всего это были миражи, известные и «пустынным» путешественникам и позволяющие при необычном стечении параметров атмосферы видеть предметы (в данном случае суда), находящиеся фактически далеко за горизонтом. Однако многие факты объяснить не удавалось, упомянем кратенько несколько из них.

 

В 1840 году в Карибском море обнаружили парусник «Розали», идущий под парусами, но без команды. Груз оказался цел (что исключало пиратское нападение), но вещи команды и пассажиров были беспорядочно разбросаны во внутренних помещениях и на верхней палубе. Единственным живым существом на корабле была крохотная канарейка. Эксперты, обследовавшие «Розали», пришли к единодушному мнению: находившиеся на корабле внезапно оставили его, словно охваченные всеобщим помешательством.

Летом I860 года рыбаки и фермеры Истон-Бич обратили внимание на какое-то судно, команда которого вела себя по крайней мере странно, — корабль, рыская под всеми парусами, шел прямо на берег. Рискованный маршрут закончился, как и следовало полагать, на прибрежной отмели, но на верхней палубе парусника не появилось никого, кто бы мог быть обеспокоен этой аварией. Рыбаки подгребли к странному судну и убедились, что перед ними тот самый «Сиберд», которого давно ждали в порту… и на котором не осталось ни одного человека. Однако люди были на нем, во всяком случае за час – полтора до аварии: в кофейниках еще дымился ароматный кофе, на камбузе в бачках остывал теплый обед, а в кубриках стоял невыветрившийся табачный дым. Расследовавшие происшествие на «Сиберде» сразу же отвергли версию об убийстве команды — ни на верхней палубе, ни в кубриках не нашлось следов крови и других свидетельств схватки. Погода в тот день была великолепной, судно шло вдоль берега, но волны не выбросили на берег ни тел, ни обломков спасательной шлюпки.

В декабре 1872 года английский бриг «Дея Грация», следуя из Нью-Йорка в Гибралтар, встретил дрейфующее судно. Капитан Дэвид Морхауз узнал бригантину своего старого друга капитана Бенджамена Бригга — «Мэри Селист» (чаще в русской транскрипции «Мария Целеста»), которая вышла из Нью-Йорка месяцем раньше и пропала без вести. На сигналы никто не отвечал и Морхауз послал шлюпку. На борту «Мэри Селист» не было ни одного человека. Паруса убраны, почти все в целости, не хватало лишь одной шлюпки. В штурманской рубке лежал раскрытый судовой журнал с последней записью, сделанной неподалеку от Азорских островов. Остальные судовые документы и секстан (угломерный инструмент для определения места судна по небесным светилам) отсутствовали. В ящике стола капитана лежали деньги и драгоценности, в каюте его жены в швейной машине заправлена недошитая детская рубашка. Матросские койки аккуратно заправлены, недокуренные трубки лежат на столе, имущество осталось нетронутым. В трюмах хранился полугодовой запас пресной воды, много продовольствия, бочки со спиртом (одна из них оказалась начатой). И никаких следов какого-либо насилия или борьбы. Морхауз приказал взять «Мэри Селист» на буксир и доставил в Гибралтар. Комиссия из чинов Британского адмиралтейства и сыщиков Скотланд-Ярда не смогла сформулировать хоть какую-ни-будь правдоподобную версию.

В 1921 году у берегов Флориды нашли американскую пятимачтовую шхуну «Керолл А. Диринг», которую всего два дня назад видели в океане в полном порядке. А теперь на ней не было ни команды, ни судовых документов, ни шлюпок. В каютах царил беспорядок, руль оказался поврежден, а штурвал — сломан. Любопытная деталь — на шхуне был поднят сигнал «не могу управляться». И все.

В феврале 1948 года английские, сингапурские и голландские радиостанции засекли в районе Малаккского пролива сигнал бедствия с парохода «Уранг Медан». После многократного «SOS» последовало: «Погибли все офицеры и капитан… Возможно, в живых остался я один…» Дальше шла неразборчивая серия точек и тире, а потом отчетливое: «Я умираю». И эфир умолк. Однако сообщение удалось запеленговать и из Сингапура и с Суматры вышли спасатели. Поднявшись на борт потерпевшего бедствие судна, они были потрясены: ни одного живого человека. Капитан лежал на ходовом мостике, офицеры — в штурманской и рулевой рубках, трупы матросов — по всему пароходу. Мертв был даже су-довой пес. Лица людей были искажены гримасой боли или ужаса. И при всем этом никаких ран, никаках следов насилия. И на этот раз объяснения найти не удалось.

26 апреля 1971 года в десяти милях от Панамского канала обнаружили небольшой — вместимостью всего в 1689 тонн — португальский транспорт «Ангош» с полностью разрушенными радаром и радиостанцией. От команды, насчитывающей 24 человека, — ни слуху ни духу…

Тему «Летучего Голландца» можно живописать долго: фактов таких —  хоть отбавляй, но для понимания уже достаточно, по-моему.

 

Вторая тема —  «колеса морского дьявола» — это светящиеся и вращающиеся круги на воде.

Впервые их в 1879 году четко зарегистрировал Эванс, капитан английского корабля «Вэлтер» (Эванс был отличным гидрографом, членом Королевского Общества), вот запись из его вахтенного журнала: «22 часа. Темная ночь, небо покрыто звездами. Наблюдатель поднялся на мачту и подтвердил, что излучение выходит из океана. Оно обладает характерной вибрацией. По левому борту оно напоминает огромное вращающееся кольцо, по правому такое же, только вращается в противоположном  направлении». Далее капитан Эванс записал, что, по его расчетам, диаметр, «кольца» составляет не менее восьми метров, а скорость вращения — 130 километров в час.

В безлунную январскую ночь 1880 года пароход «Шейхинхейн» медленно пересекал восточную часть Индийского океана. Погода была отличной, но внезапно — а такое всегда случается внезапно — капитан Р. Гаррис и все, кто был на верхней палубе, заметили на поверхности океана огромный светящийся круг. Капитан Гаррис был, без сомнения, решительным человеком, ибо не колеблясь направил нос своего «Шейхинхейна» прямо на этот круг. Едва нос судна прорезал часть круга, как весь корабль погрузился в странную призрачную мглу, по которой ритмично пробегали всплески света. А потом все внезапно кончилось, и английский пароход пошел своим курсом.

В июле 1907 года старший помощник «Конселера»  Дж. Тернер записал в вахтенном журнале, что судно прошло примерно в нескольких десятках метров от вращающегося светового излучения шириной 30 метров. Дж. Тернер сохранил достаточно хладнокровия, чтобы подчеркнуть свои наблюдения — вода Сиамского залива сохранила прозрачность и не изменила физических свойств.

В 1973 году светящийся круг видели в Малаккском проливе моряки советского теплохода «Антон Макаренко». Судя по их сведениям, световые пятна на поверхности океана то вытягивались в полосы, то соединялись, образуя круг, вращающийся против часовой стрелки, а потом все внезапно распалось и исчезло.

С научного судна «Владимир Воробьев» в Аравийском море наблюдали следующее явление. В 23.30 по судовому времени заметили, что вокруг судна в радиусе 150-200 метров вращается против часовой стрелки яркое белое пятно, распадаясь на восемь частей. Эхолот фиксировал глубину 170 метров, одновременно показывая присутствие под килем некой массы на глубине примерно 20 метров. В 24.00 вращение пятна мгновенно прекратилось. Пробы воды показали нормальную температуру (26оС), следов скопления планктона не обнаружено.

 

Прервем и это живописание (этих фактов тоже несметное количество): картина в целом ясна — то есть в смысле внешних проявлений ясна. В смысле причин возникновения и влияния на людей до ясности еще далеко. Хотя влияние моряки давно уже подметили: там, где видели «колеса дьявола», нередко происходят и странные катастрофы — в 1884 году португальский бриг «Санта Мария» с мертвой командой, потом «Эбби С.Харт» в таком же состоянии, тот же «Уранг Медан» в Малаккском проливе (а там «колеса» — частые гости)…

Сообщения об описанных явлениях приходили из разных мест, но в целом их — таких мест — было не так уж много.

 

 

И на этом основании некоторые «описатели» делают вывод: вот в этих-то местах и находится «нечто» (чудище; энергетический центр космических пришельцев или параллельных миров…) и эти выводы вы часто можете встретить в разных книжках. Не спешите верить. Сначала вспомните, что эти самые места находятся как раз в районах самого интенсивного судоходства (вгляните на карту такой интенсивности). И, естественно, раз там постоянно плавают, так и наблюдений больше, ну и сообщений тоже. Какие ж сообщения из «закоулка» океана, где суда появляются раз в полвека!? Поэтому критерий «много сообщений» надо рассматривать в «относительном» виде: много по отношению к общему количеству наблюдений. Иначе может получиться, как когда-то с юмором писал журнал «Вокруг Света» о небольшом поселке в Австралии: «…здесь отмечена самая высокая в мире аварийность на автотранспорте — 100%: имеющиеся в поселке две автомашины столкнулись…»

 

Однако эти места не сложились еще в систему всяческих «треугольников», она начала зарождаться в 1945 году, тогда же появились названия «Бермудский треугольник», «кладбище Атлантики», «треугольник дьявола»…

 

В том году мир облетела таинственная история с пятью пропавшими в Северной Атлантике самолетами-бомбардировщиками типа «ТБМ Эвенджер» военно-морских сил США. Они взлетели 5 декабря с американской базы Форт-Лодердейл в штате Флорида в обычный тренировочный полет, в 14.10 по местному времени и при идеальных погодных условиях. Командовал группой Чарлз Тэйлор, опытнейший пилот с 2500 часами налета на таких самолетах. Через час с лишним, когда учебное бомбометание было проведено, от командира группы поступило странное сообщение: «С нами несчастье! Мы сбились с курса, земли нигде не видно! Повторяем… мы не видим землю!.. Все смешалось. Даже море выглядят как-то необычно». Персонал береговой радиостанции слышал разговоры пилотов между собой; особенно беспокойство усилилось, ко-гда Тэйлор вдруг передал командование капитану Стиверу, а тот очень взволнованным голосом, скорее истерично, сообщил о полной потере ориентировки. Последнее, что неотчетливо услышали на радиостанции, было «Похоже, что мы… нас обволакивает белая вода». Вскоре связь прервалась. По тревоге с авиабазы Банана-Ривер вылетел гидросамолет «Мартин Маринер» с 13 членами экипажа на борту и полным комплектом спасательного оборудования. Через несколько минут один из офицеров доложил на базу, что на высоте 1800 метров сильный ветер. После этого связь с ним прервалась и он тоже исчез навсегда. На следующее утро началась беспрецедентная поисковая операция: 307 военных самолетов, эсминцы, подлодки, корабли береговой охраны, многочисленные частные самолеты и яхты прочесывали западную Атлантику… Не удалось найти ничего — ни обломков, ни спасательных жилетов, ни даже масляных пятен… Комиссия по расследованию вынуждена была закончить отчет словами: «Мы не можем даже приблизительно сообщить, что произошло».

Однако в результате работы этой комиссии (помимо отдачи под суд офицера, отвечавшего за проверку приборов самолетов перед вылетом, который, как вскоре определили, проводил ее в строгом соответствии с инструкциями) выяснилось, что утром этого дня уже был один необычный тренировочный полет: летчик, выполнивший его, также сообщал о временном выходе компасов из строя и совершил вынужденную посадку в 50 милях к северу от базы. Но поскольку он остался жив-здоров, случай прошел незамеченным…

Случай этот — с 6 самолетами сразу, с высококлассными экипажами! — получил колоссальный общественный резонанс и вскоре стали появляться другие сведения. Так, из письма бывшего летчика Дика Штерна стало известно, что в конце 1944 года он летел в группе из семи бомбардировщиков. Примерно в 300 милях от Бермуд при хорошей, тихой погоде, ночью, когда были видны звезды, его самолет вдруг так затрясло, что некоторые члены экипажа ударились о потолок. Штерну удалось повернуть, хотя некоторое время машина теряла высоту, и благополучно посадить самолет. Вскоре выяснилось, что вернулся еще один бомбардировщик, а с остальными пятью радиосвязь отсутствует. Но тогда шла война, кому нужно было влезать в тонкости…

Заслуживает также внимания сообщение профессионального пилота Вокели. В ноябре 1964 года он вечером пролетел над островом Андрос и в 30 — 50 милях от него на высоте около 8 тысяч футов начал замечать совершенно необычные вещи — непонятное свечение крыльев, стрелка компаса начала медленно, но безостановочно двигаться из стороны в сторону, индикатор уровня бензина вдруг стал показывать «полный бак», хотя его осталось уже половина бака. Внезапно отказал автопилот и самолет вошел в глубокий вираж, что заставило летчика перейти на ручное управление. Свечение крыльев было столь интенсивным, что мешало вести самолет: контуры крыльев стали как бы размытыми, и Вокели перестал видеть звезды. Примерно через 5 минут свечение начало ослабевать и вскоре прекратилось, стрелка компаса перестала колебаться. Приборы начали работать нормально — стрелка бензиномера установилась в положении «1/2 бака». В дальнейшем полет проходил без осложнений и летчик благополучно совершил посадку  на аэродроме.

В 1970 году пассажирский самолет авиакомпании «Нэшнл Эрлайнз» со 127 пассажирами на борту приближался к посадочной полосе аэродрома в Майами (Флорида) с северо-востока и контролировался наземным радиолокатором. Вдруг самолет исчез с экрана и появился лишь через десять минут. Посадка произошла без каких-либо эксцессов. Экипаж был удивлен беспокойством аэродромной службы. Когда летчики сверили время, то оказалось, что все часы в самолете отстают на десять минут по сравнению с аэродромными. А двадцатью минутами раньше при сверке часов в самолете и на диспетчерском пункте никаких расхождений не было. Старший диспетчер сказал пилоту: «Боже мой, дружище, да вы ведь в течение десяти минут просто-напросто не существовали!»

 

Давайте опять прервемся — и заглянем в еще один «треугольник», не так широко известный, но не менее «дьявольский». И начнем с выдержек из маленького рассказа Б.Устименко

 

…В марте 1978 года китобойная флотилия «Владивосток» снялась в свой семнадцатый промысловый рейс. Перед уходом в плавание меня навестил мой старый друг моряк и вручил пакет пшеницы.

— Плавание продлится девять месяцев, — пояснил он, — добавочный источник витаминов не помешает. Будешь проращивать пшеницу и есть по утрам с медом. И объяснил несложную технологию проращивания…

…В начале третьей декады июня флотилия должна была перебазироваться в Западный сектор, поближе к северо-американскому побережью. Суда взяли курс на атолл Мидуэй, и на второй день плавания произошло нечто странное… Зерна пшеницы набухали, лопались, из оболочек вытекала белая масса, но не было ни единого зародыша… Да и самочувствие стало каким-то разбитым, вялым…

…Беседуя вечером с представителем Международной китобойной комиссии, японцем, сопровождавшим нас в том рейсе, я поделился с ним своими наблюдениями. Он усмехнулся:

— В этом ничего удивительного нет. Флотилия проходит «Море Дьявола». Здесь пропадают корабли. Район обведен на наших картах красной чертой, моряки обходят его стороной. Обратите внимание: здесь не встречаются ни киты, ни дельфины, ни даже птицы. В 1955 году сюда была направлена научная экспедиция на судне «Кайо-мару №5». И по сей день о ней ничего не слышно. Наше правительство объявило «Море Дьявола» районом, опасным для мореплавания…

 

Добавлю от себя: в 1975 году в этом районе погиб (со всем экипажем) теплоход «Тикси» Дальневосточного морского пароходства (старпомом на нем был мой однокашник, 37-летний Гена Худяков, в курсантские времена весельчак, шутник и отличный плясун… да будет вода ему пухом!). Вывод комиссии гласил: «наиболее вероятной причиной является резкое смещение груза в результате какого-то сильного удара», но и этот вывод весьма ненадежен — ведь комиссия не имела ни судна, ни свидетелей, ни… После гибели «Тикси» этот район и нашими властями был объявлен опасным для плавания. Опасным, но не запрещенным, так что через него ходили…

 

…Вскоре это гиблое место, пользующееся дурной славой среди моряков, осталось позади, и зерна пшеницы дали дружные ростки…

…Я поговорил со своими друзьями, и мы пришли к единому мнению, что открытое нами явление должно представлять научный интерес. Ведь ни на одном судне, бороздящем океан, никто не проращивал пшеницу, следовательно, не мог наблюдать подобное. Похоже, что в «Море Дьявола» жизнь не только находится в угнетенном состоянии, но, если судить по зернам пшеницы, она не зарождается вовсе…

 

Пожалуй, «описательную» часть можно на этом уже и закончить — кто захочет «углупиться», материал найдет. А мы давайте перейдем к попыткам исследователей объяснить это все.

 

Ну, первая мысль, понятно, поиск — а нет ли на Земле еще таких районов? Хотя и наличие этого-то района, самого Бермудского Треугольника, далеко не всеми признается. Тем не менее, Айван Сандерсон с сотрудниками проделал грандиозную работу: нанес на карту места исчезновения судов и самолетов (пожалуй, здесь нужно уточнить: не аварий, то есть когда были найдены останки, обломки и прочие следы, а именно исчезновений, то есть когда не было найдено ничего) — и таких мест у них получилось 6, они были расположены между 30 и 40 параллелями в северном и южном полушариях Земли. В результате раздумий над их расположением Сандерсон выдвинул гипотезу: таких точек на планете должно быть 12 (дюжина дьявольских могил – назвал их он) — пять к северу от экватора, по 33-й параллели, равномерно (т.е. через 720) друг от друга, пять к югу, тоже по 33-й параллели и сдвинутых по отношению к «северным» по долготе наполовину, плюс полюса (см. рисунок). Получилась сеть «больных» точек, охватывающая всю планету. А «Треугольник» наиболее известен из них только потому, что здесь очень интенсивное движение.

 

 

Точки эти оказались очень интересными:

·        расположены в предполагаемых местах столкновения плит;

·        это районы встречи теплых и холодных морских течений;

·        поверхностные и глубинные течения направлены в противоположные стороны;

·        почти во всех (кроме полюсов) отмечены геомагнитные аномалии;

·        в двух из них отмечены «впадины» в уровне океана (с этим мы встречались в разделе «уровень океана»)

Андерсон приводит в подтверждение еще и факт «необычно частого» наблюдения НЛО в этих районах.

(Ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение мне не удалось; но вот из района юга Флориды действительно сообщений много больше, чем из любого другого района).

 

Гипотез вокруг всего этого — море, и именно здесь-то и шарлатанства больше всего. Поэтому просто перечислю их (кое-где со своими комментариями).

 

Джон Спенсер: самолеты и суда забирают в качестве «образцов» НЛО-навты; а в «Треугольнике» много случаев потому, что здесь легче «охотиться» — и целей больше, и появляться проще, потому как многолюдно. С ней «перекликается» гипотеза профессора Калифорнийского университета Джеймса Хардера: «…Земля находится вдалеке от других районов Галактики, это своеобразный космический зоопарк и его служащие время от времени прилетают для проверки».

 

Эдгар Кэйси: в этом районе затонула Атлантида; вместе с ней затонул и их «энергетический» центр, который время от времени выдает «вспышки» энергии, приводящие к изменению свойств пространства-времени, к петлям времени и т.п.…

(это пока невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть; однако этот механизм не объясняет исчезновений в других районах планеты).

 

Бывший летчик и авиационный штурман, Герой Советского Союза А. П. Поздняков: при определенных метеоусловиях может возникнуть «антисмерч» — нисходящий вихревой поток. Воздушная часть «антисмерча» со стороны не видна, как не виден ветер, как не видны воздушные ямы. Водная часть «антисмерча» — мощный океанский водоворот, который легко засасывает в пучину корабли. Самолет, попав в зону действия «антисмерча», сбивается с курса, теряет ориентировку и тоже гибнет в водовороте. Можно предполагать, что тот самолет, который опоздал с посадкой на 10 минут и командиру которого сказали «вы в течение 10 минут просто-напросто не существовали», тоже попал в «антисмерч», вернее, прошел его краем. Сильно возмущенное магнитное и электромагнитное поле остановили ход часов. А когда самолет вышел из зоны действия этих полей, приборы заработали нормально.

(На всех судах и самолетах обязательно устанавливаются механические хронометры, не зависящие от электропитания (работают по-старинке от заводной пружины и в обязанности 3-го штурмана на судах входит заводить их по понедельникам – бывало, я забывал это сделать, когда был 3-им –, а также ежедневно сверять с сигналами точного времени и определять поправку) и неподвластные электромагнитным полям (все детали их выполнены из немагнитных материалов — латуни, алюминия…). Выход из строя или отставание таких часов (если оно было) объяснить указанными причинами нельзя.

 

Инженер-механик из Варшавы Е. Корхов: в океанической коре, которая подвергается то сжатию, то растяжению, могут образовываться пустоты, пещеры. При новых сотрясениях и сдвигах устье такой пещеры прорывается, в пустоту устремляется вода, образуя глубокий водоворот. Этот водоворот засасывает и воздух, возникает «обратный смерч». Корабль или самолет, имевший несчастье очутиться здесь, будет засосан на дно.

Автор неизвестен: специалисты-электромагнитологи пришли к убеждению, что десять «могил» — это пять пар диполей. Они-то и являются причиной всего необычного. Если на глобусе симметрично расположенные «ромбы» проткнуть спицей, она обязательно пройдет через центр Земли. «Бермудский треугольник» и «Море дьявола» — районы весьма оживленных морских и воздушных коммуникаций, поэтому и вероятность катастроф здесь выше, чем в других «ромбах-диполях».

Гипотеза заманчива, но пока не предложен механизм возникновения таких диполей.

Наконец, А. и Л. Зозуля: вернитесь к подглавке «океан и шампанское»

 

Строгий читатель уже, наверное, отметил для себя: ну ладно, это все может объяснить исчезновение судна или самолета, но ведь оно не может объяснить случаев, когда судно никуда не исчезло, а экипаж на нем исчез или погиб, да еще с ужасом на лицах…

Да, это так. И сейчас мы перейдем к этому. Но сначала одно замечание по поводу термина «исчез» — приведу слова моряка (к сожалению, не знаю его фамилии, но сам, как бывший моряк — я «двумями руками» за):

 

«Я сам профессиональный моряк, участник дальних походов на кораблях и подводных лодках, могу с уверенностью сказать, что вовсе не обязательно должен остаться какой-то «след» в случае гибели судна в море. Когда ухудшается погода, на кораблях дают команду: «Закрепиться по-штормовому!» Это значит, что все предметы в помещениях и на палубе прочно привязывают, привинчивают, заклинивают так, чтобы они не перемещались при качке. Закрепленные надежно, они вряд ли всплывут на поверхность при кораблекрушении.

Ну, а если судно или самолет разломились, если какие-то вещи не были закреплены, они должны всплыть. След должен быть. Да, но он может затеряться в безбрежных просторах океана. Вещи с корабля или обломки вещей могут попасть в быстрый поток морского течения, их унесет очень далеко, найдут их не скоро, в совершенно неожиданном месте и не те, кто искал»…

И такие следы действительно находят, через много лет (есть случаи – через полтора десятка лет!). Так что во всех этих описаниях к термину «исчез» нужно относиться очень осторожно.

 

А теперь — дальше.

Летом 1932 года на плавающем в Арктике ледоколе «Таймыр» произошло следующее. Запуская в воздух очередной метеорологический шар-зонд, один из аэрологов приблизил его к лицу… и тотчас же вскрикнул от резкой боли в ушах. От оболочек шара исходили сильные колебания, причинявшие физическую боль. О происшедшем записали в вахтенный журнал… а ночью разразилась сильная буря.

Этот случай помог академику В. В. Шулейкину открыть инфразвуковые колебания, возникающие в штормовом районе. Он назвал их «голосом моря». С возрастанием скорости ветра и амплитуды волн интенсивность «голоса моря» резко увеличивается. Распространяясь со скоростью около 330 метров в секунду, волна инфразвука намного опережает движение породившего ее урагана.

Биологи, изучающие физиологические действия на живой организм инфразвука большой интенсивности, отмечают, что животные при этом испытывали чувство беспокойства и беспричинного страха.

Французские исследователи пришли к выводу, что слабые инфразвуки вызывают у человека морскую болезнь, средние и сильные могут привести к расстройствам органов пищеварения и мозга, сопровождающимся обмороками и общей слабостью. Инфразвук средний силы иногда вызывает слепоту.

Представляется уместным напомнить и об известном опыте американского физика Вуда, который, изготовив органные трубы, издававшие инфразвук, разогнал со спектакля в театре публику, пришедшую в состояние необъяснимого ужаса.

Французский профессор Гавро установил, что инфразвук с частотой 7 герц смертелен. А во время шторма (по Шулейкину) в море генерируется инфразвук с частотой в среднем 6 герц…

И можно вообразить себе такую картину…

Тихий, спокойный океан. Ничто не предвещает опасность. Но где-то бушует шторм. И вот, подчиняясь «голосу моря», рожденному этим штормом, неожиданно начинают вибрировать и ломаются мачты и надстройки, рвутся паруса. У моряков, охваченных внезапным ужасом и дикой болью, только одна мысль — прочь с проклятого судна! Проходит немного времени, и по тихому, как и прежде, океану плывет уже «летучий голландец»…

Но и эта впечатляющая гипотеза «в одиночестве» не может объяснить все, и прежде всего: почему инфразвук шторма действует только на «избранные» суда — ведь в море находились не одни только будущие «летучие голландцы»?…

 

 

Домой Оглавление Назад Дальше