Глава 5 - Иные Цивилизации

 

Ну вот, мы проползли по всем тропкам нашей цивилизации (не по всем, конечно: есть еще литература, поэзия, театр, кино, танец, музыка, религия, техника… много еще чего есть в нашей цивилизации) — по основным естественнонаучным — и теперь подкованы, чтобы порассуждать о других цивилизациях.

Правда, прежде чем о них рассуждать, нужно попристальнее приглядеться к собственной: мы привыкли уже так это небрежно и запросто выговаривать этот термин «наша цивилизация», а что он, собственно, означает?

В смысле «технологического взросления» это как раз те тропки, по которым мы прошли. Но ведь они начинались — в историческом смысле — совсем недавно, всего лишь около 1000 лет назад, даже меньше. А до этого «взросления» тоже была «наша цивилизация»? Или не наша? А что с ней будет (точнее, может быть) дальше? Ну и, собственно говоря, сейчас-то она что из себя представляет? Ведь поскольку ни одного другого экземпляра мы не знаем, то от ответов на эти вопросы сильно зависит наше гипотетическое «вúдение» иных цивилизаций…

Давайте попытаемся оглядеться и хоть как-то околонаучно сформулировать что же именно мы подразумеваем под термином «наша цивилизация».

 

Артур Кларк когда-то сказал:

«Шар, вокруг которого можно облететь за 90 минут, уже никогда не будет для людей тем, чем он был для на-ших предков».

 

Тропа «доисторическая»

 

Чем же он был для наших предков? Как жили они на нем в те незапамятные времена? Это — огромный пласт человеческих знаний и «впихивать» его сюда нет ни возможности, ни надобности. Однако краткий обзор открытых культур нужен: дабы понять уровень этих культур — понять откуда мы стартовали…

Для начала предоставим слово М.Урысону из научно-исследовательского института антропологии МГУ (сокращено; выделения в тексте сделаны мной).

 

 

Культуры

 

…Величественна природа Восточной Африки. Высоки горные хребты, пересекающие ее территорию. Глубоки и длинны ущелья между горными цепями. Одно из таких Олдувайское расположено на севере Танзании, недалеко от ее границы с Кенией. В 1959-60 годах известный английский антрополог и археолог Луис Лики вместе со своей женой, археологом Мэри Лики, проводил раскопки в нижнем, самом древнем слое ущелья. Ученые обнаружили здесь множество каменных орудий… и многочисленные кости существа, получившего тогда название «гомо хабилис» «человек умелый»… Оказалось, что «человек умелый» жил там около двух миллионов лет назад. Это было сенсацией: до того считалось, что древнейшими людьми на Земле были «питекантропы» и «синантропы» так называемой «шелльской» культуры древнего каменного века палеолита жившие 800 - 400 тысяч лет назад. Обнаруженная же культура была по меньшей мере на миллион лет старше она полу-чила название «олдувайской».

В 1967-71 годах на юге Эфиопии, на стыке границ этой страны с Суданом и Кенией, в долине реки Омо, впадающей в озеро Рудольф, было обнаружено большое скопление орудий той же олдувайской культуры, но их возраст оказался еще больше два миллиона сто тысяч лет.

С 1968 года внимание ученых всего мира приковано к восточному берегу озера Рудольф в северной Кении, где сын Луиса Лики Ричард Лики руководит раскопками, быть может, самыми крупными из всех, какие когда-либо и где-либо проводились. В 1972 году Лики-младший обнаружил новое скопление орудий… олдувайской культуры, но возрастом два миллиона шестьсот тысяч лет.

В непосредственной близости от скопления орудий останков их создателей обнаружено не было, но в слоях той же древности за семь полевых сезонов было найдено более ста фрагментов скелетов существ, близких по своему строению к «человеку умелому» из Олдувайского ущелья. А в том же 1972 году… из земли извлекли череп высокоразвитого существа, жившего в Восточной Африке два миллиона восемьсот тысяч лет назад! Объем мозга его составлял 800 см3 примерно столько же, как у питекантропов с острова Ява…

…В северо-восточной Эфиопии, в 600 километрах к северу от Аддис-Абебы, в долине реки Аваш, в местности Хадар, американо-франко-эфиопская экспедиция в течение двух полевых сезонов обнаружила несколько скелетных остатков, древность которых еще больше между тремя и четырьмя миллионами лет.

…Не все ученые-антропологи склонны столь глубоко уводить «корни» человечества, не все согласны считать «человека умелого» древнейшим человеком, а олдувайскую культуру настоящей культурой, созданной разумным существом.

Но археологи всего мира убеждены: олдувайская культура самая ранняя культура древнего каменного века из ныне известных нам. И, видимо, там и произошло величайшее событие в истории Земли выделение человека из животного мира и возникновение древнейшей человеческой культуры.

Тут я хочу вставить несколько замечаний «в защиту исторической науки» вообще и «археологии» в частности (сомневаюсь, правда, что они нуждаются в такой защите…). У большинства из нас, ЧР, бытует мнение, что история вообще и археология в частности — науки очень «приблизительные» что ли, неточные и неконкретные… Один, мол, так интерпретирует факты и явления, другой эдак… В какой-то степени это действительно так: математитческий аппарат к ним не приложить, и интегральным исчислением там не пользуются. Тем не менее, многосотлетние усилия ЧЧ в попытках понять что и как происходило в древности привели к многим приемам и методикам, исключающим (или по крайней мере сильно снижающим) «влияние индивида», даже маститого. Ну вот нашли, к примеру, какую-то надпись. Как захочется, так и интерпретируем? Не тут-то было: надписями целая наука занимается (эпиграфика), она исследует не только саму надпись – очертания букв, но и материал, на который нанесен текст, «чернила», с помощью которых он нанесен, каким орудием нанесен… И таких «вспомогательных» наук много: нашли монету – нумизматика; печать – сфрагистика…

И «черновая» работа этой «кухни» к нам, обычным ЧР, не доходит. К нам приходят результаты ее – выводы. И эти выводы достаточно надежны, можете быть уверены. Могут, конечно, быть какие-то «плюс-минус» поправки, но основу, суть выводов трудно подвергать сомнениям, они проверены и перепроверены…

Да, не все ученые признают такую «древность» «человека умелого», и наверное на то у них есть свои резоны: а тот ли у них объем мозга, а те ли у них «общественные» порядки и уклад жизни, которые достойны быть признанными за уровень «человека умелого»… Но нам с Вами такие тонкости не столь важны, поскольку с самого начала мы условились: нам важен образ, «понимание процесса». А образ бесспорно таков: чтобы сделать орудия, нужны сознательные, целенаправленные действия. Значит, то были — бесспорно — разумные люди. Подчеркнем еще разок: не «грамотные» в смысле обладания большим объемом знаний, а разумные, «умные» — в смысле способности порождать новые знания, «придумывать» то, чего до них не было.

В этом смысле — в смысле создания «образа» — мне очень нравится созданный Вадимом Шефнером («Первый мост», 1954 г.):

 

...И вот он вырвался из чащи

По следу зверя. Но поток,

В глубокой трещине урчащий

Ему дорогу пересек.

 

На берегу другом — добыча,

Для всей семьи его — еда:

Нетронутые гнезда птичьи,

Косуль непуганных стада...

 

Себе представив на мгновенье

Закрытый для него простор,

Затылок он в недоуменье

Косматой лапою потер.

 

И брови на глаза нависли,

И молча сел на камень он,

Весь напряженьем первой мысли,

Как судорогою, сведен.

 

И вдруг — голодный, низколобый —

Он встал, упорен и высок,

Уже с осмысленною злобой

В ревущий заглянул поток.

 

И, подойдя к сосне, что криво

Росла у самого обрыва,

И корни оглядев — гнилье! —

Он стал раскачивать ее.

 

И долго та работа длилась,

И камни падали в обрыв,

И с хрустом дерево свалилось,

Два берега соединив.

 

И он тропою небывалой

На берег перешел другой,

И пот со лба отер усталой —

Уже не лапой, а Рукой.

 

Ну вот, мы «отдали дань» самой древней из известных нам культур и дальше, чтобы не тратить время и место, можно ограничиться «концентратом» современных представлений о подъеме нашей цивилизации по ступеням познания.

Выглядит этот путь так.

До обнаружения олдувайской культуры общепринятым «началом» человеческих культур считались палеолитические культуры (Paleolithic, orOld StoneAge), самые ранние из которых относились к 600 тыс лет назад, а самые поздние — к 10 тыс лет назад. Их характерный признак — орудия из грубо обработанных камней. Таким образом, между олдувайской и палеолитическими культурами в наших познаниях зияет большущая «дыра». В целом, однако, это не сильно портит картину, поскольку сами палеолитические культуры тоже не являются «непрерывным полем», а состоят из множества не связанных друг с другом фрагментов. Иногда палеолит подразделяют на ранний, средний и верхний (или поздний), но особого смысла в этом нет по той же причине.

За палеолитом иногда вставляют мезолит (Mesolithic, orMiddle StoneAge), но редко. Гораздо чаще следующий период именуют неолитом (Neolithic, orNew StoneAge) и началом его считается 10 – 15 тыс лет назад. Характерные признаки неолитических культур — появление шлифованных каменных орудий и начало возделывания земли.

Далее следует бронзовый век (Bronze Age), его началом считается на Ближнем Востоке 5000 лет назад, в Европе — 4000 лет назад. Характерный признак — появление орудий и оружия из бронзы.

И наконец — железный век (Iron Age), его начало относят к 3500 лет назад, то есть к 1500 году до н.э. Характерный признак — использование железа (и других металлов).

Сами археологи и прочие заинтересованнные не очень счастливы от такого деления. Во-первых, оно основывалось главным образом на раскопках в Европе — и сильно не сходилось с фактами, обнаруженными позднее в других частях мира. Во-вторых, деление «по орудиям труда», как оказалось, не может дать достаточно четких границ периода и не характеризует главного — общественного устройства культуры. Тогда придумали деление по способу добывания пищи и общественному устройству:

·        эра собирательства

·        эра землеобработки и оседлых поселений

·        эра городов и начала современной цивилизации

 

Такое деление — впрочем, как и всякое другое — тоже весьма условно. Но для наших целей этого вполне достаточно, а интересующиеся могут найти по этому поводу массу всяческих книжек.

Нам же нужно набросать «картинку». Итак,

очень-очень долгое время люди находились в полном смысле слова в первобытном состоянии — имели лишь примитивные каменные орудия, а пищу добывали собирательством и, повидимому, охотой (которая в принципе — тоже своего рода собирательство, но требующее более слаженных коллективных усилий). Эта «ступенька» была преодолена нашими предками не так уж давно: только около 5000 лет назад (3000 год до н.э.) появилась бронза, они начали обрабатывать землю и строить города, точнее сказать поселения.

За последующие полтора тысячелетия (1500 год до н.э.) предки научились добывать железо, широко распространилась сельскохозяйственная деятельность и оседлый образ жизни, появляются довольно крупные города.

Таково наше представление о тех временах. И на основании этих представлений мы можем пополнить наш

«Чулан»:

5000 лет назад (3000 год до н.э.) технический уровень чрезвычайно низок и не позволяет возводить крупные постройки;

3500 лет назад (1500 год до н.э.) технический уровень все еще низок и вероятность возведения крупных сооружений все еще крайне низка.

 

 

Домой Оглавление Назад Дальше